Календарь развития ребенка 1 года жизни

Календарь развития ребенка с момента его появления на свет и до 1 года представляет собой цепочку последовательных, дополняющих друг друга открытий и приобретенных умений. За этот период в психических процессах малыша происходит такое количество колоссальных изменений, какое уже никогда не произойдет за равный временной промежуток. Стоит только представить себе: в самом начале этого отрезка пути малыш постоянно лежал практически без движений, и вся его деятельность сводилась к рефлекторному сосанию груди и повороту головы в сторону той щечки, которую пощекотали. А в конце малыш уже вовсю бегает, смеется, разговаривает и повторяет действия взрослых. Поэтому первый год жизни — один из самых благодатных периодов для развития детей раннего возраста.

Двенадцать месяцев

Каждый месяц малыша поджидает новое умение. Чтобы помочь ему развиваться правильно, можно составить так называемый календарь развития ребенка, в котором помесячно расписаны приобретенные крохой навыки и тактика поведения взрослых в этот период.

1-ый месяц жизни

Вот малыш наконец-то оказался у себя дома. Здесь для него достаточно новых визуальных и слуховых раздражителей, поэтому какое-то время кроха будет просто привыкать к домашней обстановке. Все, что требуется от родителей, — ласково разговаривать с малышом во время его короткого бодрствования и заботиться о нем. Так ребенок сможет почувствовать, что он находится в безопасности, что его любят, а для детей раннего возраста это базовое ощущение защищенности значит гораздо больше, чем многие приобретенные навыки.

Ребенок с папой

Автор известной методики раннего развития детей Мария Монтессори считала, что в течение первых 3-х лет жизни развивается детская душа, происходит основное нервно психическое развитие, и если допущены какие-то ошибки на данном этапе, исправить их будет сложно. Доброжелательная, спокойная обстановка дома, любящее малыша окружение — залог того, что он вырастет добрым и открытым человеком.

Современные специалисты в своих исследованиях зашли еще глубже: оказывается, до 1 года у ребенка формируется базовое доверие к миру. Для того чтобы этот процесс протекал нормально, кроха должен получать по своему первому требованию мамину грудь — еще до того, как он заплачет. В таком случае ребенок, который в первое время чувствует себя крайне неуверенно в новом мире, начинает понимать, что ощущение голода не длится долго, что мама всегда приходит, чтобы защитить его от этого дискомфорта. Получается, что даже правильное грудное вскармливание влияет на развитие детей раннего возраста.

2-ой месяц жизни

На 2-м месяце кроху поджидают первые умения: он уже может сфокусировать свой взгляд на неподвижном предмете, начинает понимать, когда к нему обращаются ласково, пытается гулить.

В это время можно начинать разговаривать с малышом. Но делать это нужно правильно.

  1. Во время беседы лицо взрослого должно находиться на расстоянии не более 25 см от личика малыша — только так кроха сможет разглядеть мимику и проследить за артикуляцией.
  2. Слова подбираются короткие, звучные; произносятся они не слитно, а с соблюдением пауз.
  3. Интонации только дружелюбные, мимика доброжелательная.

Замечено, что в Японии у детей раннего возраста уже очень хорошо развита речь. Наблюдения показали, что причина того явления — в постоянном общении матери со своим ребенком. Японки по большей части все время находятся дома и, пока супруг на работе, делятся впечатлениями со своими малышами.

Большой вред для развития речи детей раннего возраста исходит от телевизора, компьютера и радио. Дома в большинстве семей телевизор постоянно работает «фоном», малыш слышит доносящуюся оттуда речь, но воспринимает ее как сплошной поток. Слуховые анализаторы крохи перегружаются, и даже мамины слова он воспринимает не так остро, как ребенок, которые не слушает целый день телевизионные передачи.

3-ий месяц жизни

На 3-м месяце малыш не только быстро фокусирует взгляд на ярком предмете, но и начинает следить за его движением глазками. В этом периоде очень полезны игры с погремушками:

  1. Яркой гремящей игрушкой привлекается внимание малютки, игрушка удерживается неподвижно до тех пор, пока ребенок не сфокусирует на ней взгляд.
  2. Медленно, наблюдая за движением глазок ребенка, взрослый начинает передвигать погремушку из одной стороны в другую, сверху вниз, тем самым тренируя глазные мышцы крохи.
  3. В дальнейшем греметь игрушкой взрослый начинает в тот момент, когда ребенок смотрит в другую сторону, добиваясь, чтобы малыш повернул свою головку по направлению к источнику звука. Так у детей раннего возраста начинают формироваться причинно-следственные связи.

Ребенок и погремушка

Игрушки подвешиваются над кроваткой или манежем, в это же время можно начинать использовать развивающие коврики и мобиле.

4-ый месяц жизни

Малыш уже достаточно уверенно определяет, откуда исходит звук, и поворачивает в ту сторону свою головку. Игрушку он не только рассматривает, но и пытается схватить ее ручками, поэтому можно чуть опустить подвешенные погремушки, а для развития хватательного навыка — почаще вкладывать легкие предметы в ладошку малыша. Пополняется арсенал издаваемых ребенком звуков: он уже все чаще произносит разные гласные, тянет их.

Для эстетического и общего развития детей раннего возраста очень важно как можно раньше познакомить их с классической музыкой. Доказано, что прослушивание композиций Моцарта не только стимулирует умственную деятельность деток, но и влияет на их психическое развитие: помогает справиться с гиперактивностью, раздражительностью, беспокойным сном, нервозностью. Учитывая, что на детей раннего возраста музыка оказывает очень сильное воздействие, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • аудиосистема должна располагаться на расстоянии не менее 1 м от головки малыша;
  • громкость звучащей музыки не должна превышать громкости обычной, спокойной разговорной речи;
  • сеансы прослушивания музыкальных шедевров должны длиться не более часа за раз;
  • включив новую мелодию, нужно внимательно наблюдать за реакцией на нее малыша, если он начнет проявлять признаки беспокойства, композицию меняют.

Классическая музыка создает дома благоприятную атмосферу снимает напряжение. Кроме того, она затрагивает в головном мозге зоны, которые граничат с участками коры, отвечающими за умственную деятельность. Поэтому детки, выросшие в семьях, где родители слушают классику или играют на музыкальных инструментах, значительно опережают своих сверстников по многим показателям развития.

5-ый месяц жизни

В это время очень сильно возрастает двигательная активность крохи, он умеет переворачиваться в разные стороны, держать ручками свои ножки.

В этот же период расширяется звуковой арсенал малыша, к гласным звукам присоединяются согласные. Взрослые должны подсказывать крохе слова, которые образуются путем соединения нескольких одинаковых слогов.

Малыш уже может настолько скоординировать действие своей ручки, что дотягивается до висящего предмета, поэтому над кроваткой и манежем подвешиваются игрушки с разной структурой поверхности. Тем самым тренируются тактильные анализаторы на ладошках крохи.

Половина года за спиной

В этот период у детей раннего возраста активно прорезываются молочные зубки, поэтому игрушки должны подбираться с тем условием, что, затащив их в рот, малыш не причинит себе никакого вреда. Кроха начинает сидеть, пробует первую взрослую пищу. Поэтому одним из полезных приобретений станет высокий стульчик для кормления — в нем же малыш начнет рисовать пальчиковыми красками, перекладывать мелкие игрушки.

Ребенок с игрушкой

Пальчиковые краски — замечательное средство для развития моторики и зрительных анализаторов. Существуют различные методики раннего ознакомления малыша с пальчиковыми красками. Главное — подбирать материал для рисования, максимально безопасный для маленького художника.

От 7 до 8 месяцев

Главное умение крохи в этом возрасте — хорошо сидеть, без поддержки со стороны спины. Поэтому с ним вполне можно начать осваивать «сидячие» игры: «Ладушки», «Сорока-ворона». Мало кто знает, что эти придуманные нашими предками способы развлечения детей оказывают на малышей большое благотворное воздействие.

Так, играя в простую игру «Ладушки», малыш учится раскрывать свои ладошки (то есть преодолевает естественный тонус мышц-сгибателей), а раскрыв их и ударяя друг о друга, массирует важные точки, расположенные на ладонной поверхности, стимулирует работу тактильных анализаторов.

Игра «Сорока-ворона»- это не что иное, как массаж жизненно важных точек малыша. Начиная двигать пальчик от центра ладони и плавно перемещая его по спирали, взрослый тем самым раздражает точки, ответственные за работу детского животика, а это очень важно, так как в это время малыш активно пробует новые для него продукты питания. Сжимая кончики пальчиков малыша, взрослый оказывает воздействие на работу различных органов и систем. А интенсивное сжатие кончика большого пальца («ленивого сыночка») — отличный способ простимулировать работу головного мозга и умственную деятельность малыша, так как именно здесь находится ответственная за это точка.

К 7 месяцам кроха превращается в активного исследователя. Для того чтобы он не причинил себе вреда, необходимо создать дома безопасную обстановку, убрав с поля зрения все запретные предметы.

Ребенок на полу

Одной из проблем, с которой сталкиваются родители малыша в 7-8 месяцев — его постоянные требования, желание подержать, потрогать запрещенные предметы. Это вполне естественно, ведь только таким образом малыш сможет освоить огромный окружающий его мир. Однако нужно придерживаться золотой середины — избегать вседозволенности и частых, грубых запретов и отказов.

Лучше всего — проявить мудрость и смекалку: как только малыш заинтересуется вещью, которую дать ему никак нельзя, нужно переключить его внимание на другой не менее интересный предмет. В 7-8 месяцев, да и в целом у детей раннего возраста, внимание можно переключить очень легко, если задаться такой целью.

С 9 до 10 месяцев

Происходит серьезный прорыв в речевом развитии детей раннего возраста — малыши начинают говорить свои первые слова! Этого момента с нетерпением ждут родители, которые нередко огорчаются, если кроха первым назвал не их. Однако первое слово чаще всего носит случайный характер, зависит оно от того, какие звуки легче произносить малышу.

В это же время координация движений ручек малютки улучшается настолько, что он уже может переложить мелкие предметы из одной емкости в другую, поэтому лучшими игрушками станут сортеры, коробочки и корзиночки. Отличный способ надолго занять малыша в этот возрасте — дать ему коробочку с шашками.

Во время прогулки по бору можно собирать в пакетики или ведерко шишки, а на речном или морском берегу — маленькие камушки. Если дома их разукрасить, получится отличное пособие для развития детей раннего возраста.

Полезны для малыша занятия с книжками, которые должны быть плотными, картонными, нервущимися. Интересны для него также полиэтиленовые книжки, которые можно рассматривать во время купания в ванной. Игры в ванной постепенно становятся все более значимыми для малыша, поэтому нужно приобрести для него комплект игрушек для ванной комнаты. Очень важны при этом различные емкости для переливания воды, потому что в этом процессе ребенок отрабатывает координацию движений своих ручек.

Последний рубеж: с 11 месяцев до 1 года

Ближе к году ребенок становится все более общительным, постоянно копирует действия взрослых людей. Он уже хорошо знает названия частей тела, предметов одежды, старается помочь маме или папе, когда его одевают. Эти попытки нужно использовать для развития у детей раннего возраста навыков самообслуживания: малыши вполне могут научиться натягивать на себя простые хлопчатобумажные носочки и трусики, надевать сандалики и застегивать липучки.

Ребенок одевается

В это время можно разучивать с малышом простейшие стишки, сопровождающиеся определенной последовательностью действий. Классический пример — «Мишка косолапый».

  1. Взрослый начинает рассказывать первую фразу стишка («Мишка косолапый по лесу идет»), изображая вместе с малышом идущего по лесу медведя.
  2. Произносится вторая строчка («Шишки собирает, песенки поет»), вместе с крохой взрослый наклоняется, приседает, изображая, как мишка собирает шишки.
  3. Плавно переходят к третьей строчке («Шишки отскочила прямо мишке в лоб») — взрослый и ребенок демонстрируют, как мишка схватился за лоб после того, как туда отскочила шишка.
  4. И стихотворение заканчивается («Мишка рассердился и ногою топ») — взрослый и малыш топают ногой, показывая, как это сделал рассерженный мишка.

Ближе к году, а порой раньше, у малышей нужно развивать навыки самостоятельного приема пищи. Для этого лучше использовать пластмассовые нетравмоопасные приборы. Некоторые родители на этом этапе развития детей раннего возраста допускают ошибку, предпочитая кормить малыша самим, чтобы сэкономить таким образом время. У ребенка угасает интерес к процессу работой ложкой и вилочкой, в дальнейшем оказывается достаточно сложно приучить его есть самостоятельно.

Подытоживая написанное

Приведенный выше календарь развития ребенка — только примерный образец. Каждый малыш индивидуален, у каждого свои особенности развития. Используя различные методики раннего обучения детей, родители порой добиваются таких неожиданных результатов, что вполне могут составить свой собственный календарь развития малыша.

Всемирно известный основатель фирмы «Сони» когда-то опубликовал свою книгу, которую посвятил не производству электроники и бытовой техники и даже не процессу управления огромной корпорацией, а … воспитанию детей. В этой книге он утверждает, что после того, как ребенку исполнилось 3 года, развивать его уже поздно. Поэтому раннее развитие детей — лучший путь, по которому могут следовать родители.

Оставить комментарий