Читайте в этой статье:
Возраст малыша 12 месяцев — это необыкновенное время, время «рождения» новой личности. Ребенок за первый год жизни совершает огромный скачок в развитии.
Как развивается ребенок после года?
После года карапуз сильно меняется: он становится почти самостоятельным, и теперь родители не могут делать с ним все, что хотят. Он уже не станет беспрепятственно подчиняться взрослым, он уже личность со своими желаниями и волей. И все эти перемены связаны в первую очередь с тем, что ребенок после 1 года овладевает двумя основными человеческими навыками: ходить и разговаривать. Развитие ребенка после года идет сразу в трех направлениях: физическом, умственно-психологическом и социальном. Ребенок стремится к познанию всего нового и интересного, совершенствует свои навыки.
Физиология 12-месячного малыша
С момента рождения за 12 месяцев ребенок почти втрое увеличивает свой вес, и в год он обычно весит уже 8-11 кг. При этом он вырастает в среднем на 20-25 см, достигнув роста 70-76 сантиметров. Годовалый малыш, у которого уже обычно 6-12 зубов, стремится пережевывать твердую пищу, что позволяет постепенно отказаться от измельчения еды. В это время его можно перевести на более взрослый рацион. В 12 месяцев мамы обычно отлучают детей от груди или от бутылочки со смесью, завершая грудное/искусственное скармливание. При этом идет замена его обычным молоком, коровьим или козьим. В год ребенку уже нужно меньше времени для сна, теперь он спит только раз в день днем, не более одного-двух часов.
Физические навыки
В период после 1,1 и до 2 лет ребенок становится все более самостоятельным, в этот период формируется его характер. Изменения в его поведении заметны по месяцам. Развитие ребенка от года до двух лет идет быстрыми темпами. Но он еще мал и по-прежнему почти во всем зависит от взрослых.
Физическое развитие ребенка от года до четырнадцати месяцев отмечается совершенствованием умений, приобретенных ранее. Развитие ребенка в полтора года предусматривает что он уже должен уметь:
- Быстро и хорошо ползать, вставать на ноги.
- Делать первые шаги самостоятельно или за руку со взрослым. Ходить сам, держась за встречающиеся предметы.
- Ползать по ступенькам.
- С поддержкой переступать через ступеньку и так же подниматься, спускаться по ним.
- С интересом изучать окружающие предметы, залазить на невысокие стулья, тумбочки и т.д.
- Брать в руки для игры все доступные ему предметы, открывать дверцы любой не закрытой на ключ мебели, с интересом доставать все содержимое оттуда и активно изучать его.
- Самостоятельно надевать на себя и снимать носки, шапки, помогая это делать взрослым.
- Интересоваться мячом, кубиками, разными бытовыми предметами для игры.
- Складывать игрушки в корзину.
- Выполнять несложные задания взрослых.
Физическое развитие ребенка после 14 до 18 месяцев отмечается приобретением к уже существующим навыкам следующих:
- Ребенок уверенно ходит сам без поддержки взрослых.
- Умеет приседать, поворачиваться в разные стороны.
- Учится после падения самостоятельно подниматься на ноги, иногда еще требуется помощь взрослых.
- Стремится сам без посторонней помощи бегать, прыгать.
- Самостоятельно может перешагнуть через бордюр, порог.
- С небольшой подстраховкой взрослых может подняться по лестнице.
- Свободно залазит и слазит с высокого стула.
- Бросает в руки и бьет ногой по мячику.
- Пробует на зуб любые предметы.
- Учится рисовать, водит карандашом по бумаге.
Физическое развитие ребенка от 1,2 лет и до 2 лет, т.е. второе полугодие жизни малыша, нарастает по месяцам, характеризуется стремлением полностью обходиться без помощи взрослых:
- Уверенно ходит, бегает, прыгает, танцует, кружится и приседает.
- Умеет подниматься по лестнице, не держась за руку или перила.
- Сам может пить из чашки, держит ложку, но еще не аккуратно ест твердую и жидкую пищу с тарелки, больше разбрызгивает и все пачкает.
- Снимает с себя одежду: носки, шапки, штаны и др.
- Умеет освобождаться от ремней безопасности и вылезать со стульчика или коляски.
- Может проситься на горшок, самостоятельно при этом снимать трусы и т.д.
- Может собирать небольшие конструкторы, кубики, пирамидки, играть в мяч, точно бить по нему ногой.
- Учится чистить зубы с помощью взрослых, пытается расчесываться.
Родителям важно знать, что возраст от года до двух лет — это самый подвижный период в жизни ребенка. Карапуз ни минуты не может усидеть на месте и в одном положении, останавливается только, когда спит. Эта его особенность связана с тем, что в этот период он исследователь, познающий мир вокруг себя, и для него здесь все новое и интересное. Он способен залезть сам и засунуть руку пальцы во что угодно и куда угодно. Он может взобраться на лестницу, шведскую стенку, куда получится, старается добраться до понравившегося и заинтересовавшего его предмета. На данном этапе его уже меньше интересуют игрушки, а все больше бытовые и опасные предметы. Таким образом проявляет себя человеческое стремление познавать все новое и неизведанное. Жизненно важно взрослым в этом возрасте не оставлять ребенка одного без присмотра ни на минуту. При этом его следует беречь от опасных и вредных веществ и предметов.
Умственно-психологические и социальные достижения
Умственное и психологическое развитие особенно активно отмечается в период от года до двух лет.
Это возраст, когда хорошо развивается в первую очередь речь маленького человека, также зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Малыш до двух лет учится понимать разговорную речь, накапливает пассивный запас слов и сам начинает говорить. В 12 месяцев словарный запас ребенка может составлять всего 10 слов, а после двух лет малыш уже хорошо говорит 100 слов, причем использует фразовую речь.
Нередки случаи, когда ребенок в полтора года говорит только несколько простых слов, таких как мама, папа, баба и т.п., и больше до двух лет не произносит никаких новых слов. Часто малыши просто ленятся разговаривать и пока только накапливают словарный запас. В этом возрасте главное, чтобы ребенок понимал, что ему хотят сказать, выполнял просьбы и поручения взрослых. Главное — много и часто заниматься с ребенком, применять в играх разные методики раннего развития — и кроха обязательно заговорит.
В эмоционально-психологическом развитии ребенка после года наблюдается противоречие -одновременно в нем уживаются зависимость от матери и стремление все к большей самостоятельности.
Интеллектуально-социальное развитие ребенка от 1 года до 14 месяцев включает в себя следующие умения:
- Ребенок может произносить простые, знакомые слова, например, дай, нет, мама, папа, свое имя и т.п.
- Малыш много «болтает» на своем, еще непонятном взрослым языке.
- Ярко выражает положительные эмоции: смеется, хохочет, проявляет теплые чувства, т.е. целует, обнимает близких ему людей.
- Активно демонстрирует характер и волю, выражая негативные, отрицательные эмоции, когда недоволен или злится, при этом, что-то требуя, может кричать, раздражаться, топать ногами, ложиться на пол.
От 1 года по месяцам и до полутора лет психологическое развитие ребенка становится все более активным:
- У ребенка буквально по месяцам увеличивается пассивный и активный запас слов, он уже способен говорить не просто отдельные слова, но и произносить несколько простых фраз.
- Ребенок уже знаком с названиями частей тела и может по просьбе без ошибок показывать их.
- На картинках также правильно может выбрать необходимый предмет, что говорит о развитии памяти у малыша.
- Узнает себя в зеркале, может назвать имя. Знает по именам и «должностям» всех своих родственников.
- Он стремится подражать поведению взрослых.
- Учится слушать указания взрослых и отличать запреты.
- Начинает сознательно контролировать мочеиспускание. Ребенка в полтора года нужно начинать приучать к горшку.
После полутора и до двух лет интеллектуально-социальные навыки малыша все больше совершенствуются. Для этого возраста определяются следующие темпы развития:
- Ребенок двух лет уже хорошо понимает разницу между дозволенным и недозволенным, точно знает, что можно, а что нельзя. Любит совершать запрещенные действия, чтобы привлечь внимание взрослых и понаблюдать за их реакцией.
- Хорошо понимает речь взрослых.
- В речи ребенка все больше присутствуют несложные фразы, и практически каждый день может появляться новое слово.
- Ребенок уже может простыми словами объяснить свои действия или действия других.
- При желании отвечает на вопросы и выполняет поручения.
- Малыш двух лет уже может без перерыва от 15 минут до получаса слушать интересный рассказ или смотреть мультик.
- Хорошо ориентируется на знакомой местности, в своей квартире, на детской площадке и т.д.
- Появляется интерес к мелким деталям, ребенка привлекают шурупы, пуговицы и т.д., тем самым развивается мелкая моторика, которая способствует лучшему развитию речи.
- Сознательно просится на горшок или самостоятельно пользуется им.
- У ребенка после полутора лет часто меняются вкусовые пристрастия, и он может начать отказываться от привычной для него пищи. В два года малыш сам стремится есть ложкой и пить из чашки.
- У него появляется новый интерес к прогулкам.
- У ребенка после года и до двух лет изменяется воображение, оно становится более богатым, но может вызывать беспричинные страхи по отношению к игрушкам, темноте и т.д.
- В этом возрасте ребенок начинает скучать по родителям и родным, если долго их не видит.
- С каждым месяцем ребенок проявляет все большую настойчивость в достижении своих целей, демонстрируя характер. Желания малыша в этом возрасте бывают недопустимыми, сложно контролируемыми, с ним трудно «договориться».
https://www.youtube.com/watch?v=DcK4Jc3RZLY
На что надо обратить внимание в этом возрасте?
Возраст от полутора до двух лет — это еще возраст первых тестов на интеллектуальное и речевое развитие малыша. Ребенка от 1 до 2 лет следует показать врачу, если он не может делать следующее:
- В полтора года не начал ходить.
- После двух лет не говорит ни одного слова.
- В полтора года не понимает взрослой речи и не выполняет простых просьб.
- В два года долго не реагирует на отсутствие матери или другого взрослого, который ухаживает за ним.
- В полтора года не стремится играть в простейшие детские игры.
Это очень тревожные симптомы, которые могут означать как отставание в возрастном развитии, так и сигнализировать о проблемах с физическим здоровьем ребенка. В этом случае следует ребенка незамедлительно показать педиатру и детскому психологу.
Хорошая статья.) Довольно подробно описаны навыки.