Физическое и психологическое развитие ребенка в 2 года

Процесс физического и психологического развития малыша тесно взаимосвязаны. В раннем возрасте малыш развивается и растет очень быстро. Вчера он передвигался на четвереньках, а сегодня — уже бодро шагает с мамой за ручку. Теперь вы с ним разговариваете на одном языке и прекрасно понимаете друг друга. Процесс воспитания начинается с самых первых дней жизни. От того, насколько ответственно отнесутся к этому родители, зависит ваше «взаимовыгодное сотрудничество». В каждом возрасте развитие малыша имеет определенные особенности, которые необходимо учитывать. Кризис «одного года» миновал, малыш достиг двухлетнего возраста. Какие особенности характерны для данного периода? Как найти общий язык? Какие ошибки часто допускают родители? Постараемся ответить на все волнующие вас вопросы.

Физическое развитие ребенка в 2 года

Развитие ребенка от 2 до 3 лет характеризуется интенсивным ростом. В возрасте двух лет ваш карапуз становится выше на 12-13 сантиметров, а после 3 лет таких резких скачков уже не наблюдается. Нормальная масса тела вашего малыша исчисляется следующим образом: к усредненному показателю веса ребенка в 1 год (10,5 кг) следует прибавить удвоенный возраст (10,5 + 2*2=14,5 кг). Этот показатель является весьма условным. Каждый ребенок развивается по-разному, если отклонения от нормы незначительные, то и повода для беспокойства нет. Ребенку второго года жизни необходимы периодические консультации врача-педиатра. Доктор оценивает все антропометрические показатели и делает выводы о физическом и психоэмоциональном развитии. Своими умозаключениями доктор обязательно поделится с родителями.

Ребенок бежит

Что умеет ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет?

Еще вчера малыш еле успевал за мамой, а сегодня он активно двигается, бегает и прыгает, самостоятельно взбирается по ступенькам, лазит по детской стенке, и угнаться за ним — задача не из легких. Кроме того, в возрасте 2 лет, детеныш приобретает необходимые «жизненные навыки». Некоторые дети уже умеют есть ложкой и даже вилкой, проявляют желание самостоятельно одеваться и раздеваться, умеют использовать определенные предметы по их прямому назначению. Расческой расчесываются, ложкой едят, трусы пытаются натянуть на попу, а не на голову. В игре подражают поведению взрослых.

Основная задача родителей двухлетнего ребенка — способствовать развитию речи. Чем больше вы будете разговаривать с ним, тем богаче станет его словарный запас. Распространенная ошибка — разговаривать с ребенком на «его языке». Ребенок еще долго не скажет «конфета» вместо привычного «кетя», если вы не станете называть вещи своими именами. Если малыш упорно отказывается говорить правильно, его надо к этому подтолкнуть. Если просит «кетю», скажите ему что вы не понимаете чего он хочет и стойте на своем до тех пор, пока не скажет «дай конфету». Первое время ребенок, скорее всего, будет выражать протест, но вы тоже должны проявить характер. Такие «речевые упражнения» заставляют ребенка говорить правильно.

Развитие мелкой моторики рук и речи 2 летнего ребенка

Как это не странно, но развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Вспомните «педагогический опыт» ваших бабушек и прабабушек. Возможно, им было ничего не известно про мелкую моторику рук и ее влияние на развитие речи и психики ребенка, но игра с младенцем «Сорока-сорока, где была — далеко» имеет многовековую историю. Фактически это массаж пальцев рук малыша, который способствует развитию мелкой моторики и, как следствие, развитию речи детей самого раннего возраста.

Для развития мелкой моторики рук существует множество специальных игр и игрушек. Это и миниатюрный кукольный театр, все «актеры» которого одеваются на пальчики малыша и выполняют различные действия, всевозможные пирамидки и конструкторы, пазлы и многое другое. Однако родители даже не догадываются, что нас окружает масса предметов, которые развивают мелкую моторику и не требуют никаких капиталовложений.

Ребенок и ботинки

Покажите вашему ребенку, как шнуровать ботинки. Прекрасное занятие для пальцев и несколько минут тишины в доме. То, насколько данное занятие увлечет вашего малыша, вас поразит. Некоторые дети способны шнуровать часами. Под присмотром взрослых можно поиграть в «Золушку»: смешать фасоль с гречкой (или пшено с рисом, в зависимости от вашей фантазии) и предложить малышу разобрать ингредиенты по разным емкостям. Можно сделать своими руками развивающий коврик из пуговиц различного размера, цвета и формы. Такой тренажер поможет вам выучить прилагательные «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», а также изучить различные цвета. Проследите за тем, чтобы пуговицы были надежно закреплены и детеныш не мог их оторвать и проглотить.

Прекрасно развивает моторику игра с песком. Совмещайте приятное с полезным, малыш может находиться на свежем воздухе и одновременно развиваться. Возможно, именно в песочнице ваш карапуз найдет своих первых друзей, а это тоже немаловажно. Общение со сверстниками, а еще лучше со старшими детьми, ускоряет процесс развития речи. Кроме того, приобретаются коммуникативные навыки, происходит процесс социализации, ребенок учится вести себя в коллективе.

Самое время купить первый пластилин. Работы с пластичными материалами — прекрасная развивающая игра. В процессе лепки малыш сам себе делает массаж пальцев рук, приобретает первые навыки пространственного мышления, формирует первые понятия о форме и т.д.

Начните покупать пазлы и конструкторы. Обратите внимание на то, что все части таких игрушек должны быть достаточно крупными. Скорее всего, собрать самостоятельно пазл, состоящий из множества мелких частей, у вашего детеныша не получится, он здорово разозлится и уже никогда не захочет возвращаться к такой игре. Напротив, если части пазла крупные и их 5-7 штук, ребенок вполне может собрать сам картинку, от чего очень горд собой и готов продолжать игру часами. Постепенно, количество элементов можно увеличивать.

Психологическое развитие ребенка в возрасте от 2 до 3 лет

В возрасте 2 лет ребенок продолжает отстаивать свои права на личное пространство и самостоятельность. «Мама, сам» — эту фразу вы будете слышать все чаще и чаще. Так как ваш малыш уже много чего умеет делать самостоятельно, не стоит ему в этом мешать. Понятно, что если кормить или одевать маленького человека будете вы, то получится гораздо быстрее и аккуратнее, но стоит набраться терпения. В противном случае можно получить «Илюшу Обломова», который и в 20 лет будет ждать вашей помощи. Предложите поставить посуду после обеда в раковину, а лучше — вытирать посуду вместе с вами. Именно в этом возрасте, можно начинать трудовое воспитание и прививать навыки самообслуживания. Игрушки тоже нужно собирать вместе, это приучит ребенка к дисциплине и порядку. Не превращайтесь в прислугу, многие вещи ребенок может, хочет и должен делать самостоятельно.

Два года — возраст «почемучки», «попугайки» и «следопыта». Все что вы говорите, не только запоминается, но и «записывается», а после — успешно воспроизводится. Вести при ребенке «взрослые разговоры» категорически не рекомендуется, если вы не хотите, чтобы ваши семейные тайны стали достоянием общественности. Одна девочка, в возрасте 2 лет и 2 месяцев, на вопрос, кем работают ее родители, уверенно отвечала, что ее мама — учительница, а папа — алкоголик. Есть повод задуматься! В этом возрасте ребенок продолжает «научно-исследовательскую» деятельность, но она уже приобретает не инстинктивный, а вполне осознанный характер. Он везде залезет, все исследует и задаст миллион вопросов. Не препятствуйте, но неусыпно контролируйте, во избежание травматизма. Врачи-травматологи отмечают, что возраст 2-3 года — пик травматизма у детей дошкольного возраста.

Ребенок и краски

Самое время развивать творческие способности. В два года ребенок способен концентрировать внимание на одном занятии на протяжении 1\2 часа. Больше всего дети в этом возрасте любят рисовать. Подойдут для этих целей фломастеры, карандаши и краски. Можно попробовать рисовать кисточкой, но если не получится — не огорчайтесь. Есть другой способ рисования — рисование пальцами. Такой способ не очень нравится мамам, ведь потом нужно долго отмывать ребенка и окружающее пространство, зато «на ура» воспринимается детьми.

Таким образом, можно подвести итоги. Ребенок двух лет активно растет и развивается, причем психологическое и физическое развитие малыша тесно связаны между собой. А потому воспитание малыша в возрасте от 2 до 3 лет должно включать в себя как физическое, так и психоэмоциональное развитие. Полезно делать несложную зарядку, не ограничивать малыша в действиях, давать ему возможность активно двигаться: бегать прыгать, лазить и т.д. Напротив, если ваш ребенок вялый и малоактивный — это повод насторожится. Больше времени проводите за совместными занятиями с малышом. Только в процессе общения можно приобрести необходимые речевые, коммуникативные и другие полезные для жизни навыки. Уважайте ребенка как личность, для него это очень важно. В возрасте двух лет, ваш карапуз непременно требует определенной степени свободы и самостоятельности, не препятствуйте — идет процесс формирования личности. Не забывайте о тактильном контакте. Ваши объятия и прикосновения и сейчас очень важны, это сигнал для малыша о том, что его любят, что он нужен, что его готовы защитить.

И самая главная рекомендация — просто любите своих детей и они непременно ответят вам взаимностью! Не стоит сравнивать свое чадо с соседскими детьми. Каждый ребенок — яркая индивидуальность, и никакое мерило здесь неуместно. Дайте ребенку возможность развиваться комфортно, не нагружайте лишним. Читать в 2 года «Евгения Онегина» наизусть малыш не может и не должен. Только в постоянном общении возможно гармоничное развитие ребенка как личности. Пусть все идет своим чередом, и ваши дети будут здоровы и счастливы!

Возможно Вам будет интересно:

Оставить комментарий