Читайте в этой статье:
Игры занимают большое место в жизни детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). В это время дети копируют все, что видят: действия взрослых, животных и птиц, машин, самолетов и т.д. А родителям нужно подбирать подвижные игры для детей таким образом, чтобы они помогали ребенку правильно познавать окружающий мир.
Роль родителей в организации подвижных игр
Содержание и сложность игры меняется по мере взросления ребенка. Например, с 3 лет дети уже могут играть роль врача, шофера, строителя и т.д. Кроме того, они уже могут планировать свои действия, сосредоточено заниматься одним делом на протяжении 35-40 минут и добиваться поставленной цели. С каждым годом у них повышается активность, а игры — отличный способ провести время, развивая самостоятельность, инициативу и творчество у детей.
Родители должны уметь руководить игрой с помощью таких воспитательных приемов, как пример, обучение или объяснение. Но нужно помнить, что дети должны учиться играть в игры самостоятельно, поэтому по мере взросления ребенка ему необходимо предоставлять все больше инициативы. Также можно менять направление игры, усложнять ее, повышая тем самым интерес детей к игре.
При этом нужно чередовать подвижные и спокойные (настольные) игры, поскольку дети быстро устают от однообразных движений. Например, если ребенок много бегал и прыгал по дому, а затем вы вышли погулять на свежем воздухе, то он говорит, что уже набегался, и просится на руки. И он действительно набегался. В подвижных играх необходимо равномерно распределять нагрузку на все части тела. Трудные упражнения нужно чередовать с легкими, подвижные — со спокойными, а также делать перерывы между занятиями.
Игры для детей 3-4 лет
В качестве сюжета для игры должны использоваться простые и понятные вещи для детей такого возраста. Сама игра при этом должна содержать всего один эпизод. Например:
- курочка ведет гулять своих цыплят, но пошел дождь, и все цыплята собираются возле курочки;
- воробьи гуляют на улице, но появился кот, и все воробьи испугались и улетели;
- машины едут по улице, а милиционер дает знак, чтобы все машины остановились.
С помощью таких простых правил можно научить детей реагировать на команды взрослого человека, собираться в одном месте или бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
В таких играх дети выполняют знакомые им роли птичек, цыплят, машин, а взрослым нужно взять на себя роль курочки, милиционера или кота. Поскольку маленьким детям еще трудно выполнять все правила игры, не стоит ставить для них слишком сложных задач. Кроме того, подвижная игра не должна включать в себя незнакомые для ребенка движения. Как правило, детей такого возраста интересует не результат игры, а процесс движений. Сделать игру еще более увлекательной можно благодаря эмоциональной окраске.
Например, есть такая замечательная подвижная игра под названием «Солнышко и дождик». Правила у нее очень просты. Дети сидят на стульях или скамейках. Затем ведущий говорит, что светит солнышко и можно идти гулять, и дети начинают ходить или бегать. Через некоторое время ведущий сообщает о том, что начался дождик и нужно скорее бежать домой, и дети убегают на свои места. Далее снова «выходит солнышко», и все повторяется сначала.
С помощью такой простой игры можно научить детей внимательно слушать ведущего и действовать по его сигналу, ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Играть в нее можно как на улице, так и в помещении. Вместо стульев ведущий может использовать зонтик, под которым будут прятаться дети от дождя. А чтобы во время прогулки им не было скучно, можно предложить собирать цветы, походить парами, попрыгать и т.д.
Подобных игр существует очень много:
- «Прыгающие воробьи». Дети выстраиваются перед ведущим и повторяют его движения, которые изображают прыгающих воробьев.
- «Прыгай, как мяч». Ведущему нужно взять мяч и ударить им об пол (не сильно), а дети должны подпрыгивать одновременно с мячом, пытаясь сохранить заданный темп.
- «Прыжки через ручей». На асфальте нужно прочертить мелом 2 линии с расстоянием 10-20 см между ними. Дети же должны по очереди перепрыгивать через этот «ручей». Ширину его можно постепенно увеличивать.
Игры для детей 4-5 лет
Тематика игр для детей 4-5 лет уже расширяется, можно добавлять новые движения. Правила по-прежнему остаются простыми, но с ограничениями. Например, теперь нужно будет пробежать до определенной черты и обратно, не заходить в «чужой домик», передвигаться только в указанное место и т.д. Кроме того, дети такого возраста уже с легкостью могут бегать парами, преодолевать несложные препятствия, пролезать под веревкой и пр.
Довольно интересной может быть игра «Горелки». Дети выстраиваются парами друг за другом. На расстоянии 3-4 м от них становится водящий. Когда ребята окончат поговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперед. Им нужно добежать до черты, где уже не может ловить водящий. А водящему необходимо поймать одного из ребят, иначе он будет водить снова. Если дети успешно добежали до черты, они становятся в пару сзади всех. В противном случае в пару становится водящий с тем ребенком, которого он поймал.
Еще одна увлекательная игра — «Совушка». Все участники произвольно располагаются на площадке, а гнездо совушки — немного в стороне. По сигналу ведущего («день наступает, все оживает») ребята начинают резвиться, бегать и прыгать по площадке, подражая жучкам, птичкам и бабочкам. По следующему сигналу ведущего («ночь наступает, все замирает — совушка вылетает») все участники должны замереть в той позе, в которой их застал этот сигнал. Совушка выходит на охоту и, заметив шевелящегося игрока, берет его за руку и уводит в свое гнездо. Затем сова снова улетает и наступает день. После нескольких выходов совы на охоту ее сменяют те игроки, которые ни разу не шевельнулись.
Еще можно поиграть с детьми в «Карась и щука». На одной стороне площадки собираются все «караси», а на середине — «щука». По правилам «карасям» необходимо перебежать на другую сторону, а «щуке» поймать их (просто прикоснуться). Пойманные «караси» берутся за руки и встают поперек площадки, образуя сеть. Остальным игрокам теперь придется перебегать на другую сторону через эту сеть (под руками пойманных «карасей»). Когда количество пойманных карасей дойдет до 10, они становятся в «корзинку» — круги, через которые нужно пролезать. А «щука» встает перед «корзиной» и по-прежнему ловит «карасей». Когда пойманных игроков будет больше, чем непойманных, то они могут образовать длинный коридор. А «щука» теперь будет находиться за этим «коридором» и ловить оставшихся участников. Победителем станет тот, кто останется последним. Он же и будет новой «щукой».
Организовывать такие увлекательные игры лучше всего на улице, особенно летом.
Игры для детей 5-7 лет
Для ребят 5-7 лет тематика игр становится еще более разнообразной. Любимыми персонажами для них теперь являются летчики, космонавты и т.д. Поскольку коллективные игры для них еще сложны, лучше выбирать такие, где каждый отвечает сам за себя. Правила игры для старших дошкольников тоже усложняются, теперь требуется больше внимания, быстрая реакция и выдержка. Кроме того, детей такого возраста интересует не только сама игра, но и ее результат: кто первый пробежал, кто дальше прыгнул и т.д. Взрослым участвовать уже необязательно, поскольку ребята и сами могут играть роль ведущего или вожатого.
Подвижная игра «Ловишки» идеально подходит для детей такого возраста. У всех ее участников будет развиваться быстрота реакции, ловкость и сноровка. Параллельно ребята будут учиться играть в коллективе, соблюдая правила игры. Итак, для игры нужно не менее 5 участников и столько же ленточек (по одной на каждого).
Сначала нужно выбрать площадку для игры. Если же она очень большая, то ее границы можно обозначить мелом или оградить чем-нибудь (кубиками, конусами). Это нужно для того, чтобы дети не разбегались слишком далеко. После этого все участники становятся в круг, а воспитатель должен выбрать водящего. Для этих целей можно использовать считалку или вращать кеглю внутри круга. Остальные участники получают ленточки, которые нужно закрепить за пояс со стороны спины.
По команде воспитателя все участники разбегаются по площадке, а водящий должен их догнать, срывая при этом ленточку. Затем воспитатель дает команду стать в круг, и все участники снова строятся в круг, а «ловишка» подсчитывает количество полученных ленточек. Затем выбирается новый водящий, игра повторяется. Побеждает тот, кто смог добыть больше всего ленточек.
Во время игры нельзя удерживать ленточку при помощи рук. Участник, оставшийся без ленточки, должен отойти в сторону или присесть на лавочку до окончания раунда.
Детские подвижные игры на улице — это прекрасный способ весело и увлекательно провести время, получить заряд бодрости и энергии. Для разнообразия можно придумывать свои варианты игры, изменять или усложнять ее.