В возрасте 3 лет у ребенка сформировался достаточно большой запас слов, и каждый день он пополняется, уже вовсю формируется фразовая речь, малыш строит коротенькие предложения. Однако многие дети еще невнятно и недостаточно четко произносят слова, не выговаривают определенные буквы, такие как Р, Ш, Л, С. Именно на этом этапе следует начать учить ребенка правильно произносить звуки и чисто говорить. Конечно, проще всего обратиться к логопеду, но и домашние упражнения окажут большую эффективность в развитие речи вашего малыша. Самым доступным для ребенка упражнением являются чистоговорки. Когда ребенок их освоит, вы сможете приступить к скороговоркам и другим более сложным занятиям.
Что такое чистоговорки и как с ними работать?
По своей сути это ритмичный речевой материал, в котором содержатся разные по сложности звуки, слоги и слова. А благодаря рифме занятия проходят в веселой игровой форме, что благотворно влияет на восприятие и запоминание материала, на формирование правильной дикции детей.
Перед тем как приступить к выполнению нижеописанных упражнений, проведите с ребенком дыхательные упражнения. Глубокий вдох и глубокий выдох. В этом вам помогут мыльные пузыри. Устройте соревнования, кто надует самый большой пузырь. Не забывайте о том, что заниматься надо ежедневно, закрепляя достижения. Произносить чистоговорки надо медленно, четко проговаривая каждый звук и сопровождая это все артикуляцией. Постепенно изо дня в день следует увеличивать темп произношения, но четкость должна оставаться на том же уровне.
Почему важно уделить этому внимание?
Как правило, дети, которые могут четко и ясно высказать свое мнение, не имеют дефектов речи, гораздо проще начинают общение в новом обществе, в школе, они менее зажаты, менее скованны и менее стеснительны. Также это поможет избежать проблем в школе с таким предметом, как русский язык. Дети, которые не могут чисто произносить звуки, испытывают трудности в орфографии, поскольку не могут разобрать на слух, из каких звуков состоит слово. Чем раньше вы начнете занятия, тем лучше.
Чистоговорки для работы со звуками Р, С, Л, Ш
Звук Р
Ро-ро-ро! Таня тащит ведро.
Ро-ро-ро! Села Маша на бедро.
Ро-ро-ро! У Мальвины друг — Пьеро.
Ро-ро-ро! Потерял петух перо.
Ра-ра-ра! День прошедший звать вчера.
Ра-ра-ра! Зайкин домик звать нора.
Ра-ра-ра! Дым клубится от костра.
Ра-ра-ра! Стук в лесу от топора.
Ру-ру-ру! Сосны стройные в бору.
Ру-ру-ру! Скачет с сумкой кенгуру.
Ры-ры-ры! Бревна рубят топоры.
Ры-ры-ры! Надувают все шары.
Звук С
Са-са-са! Прячется в норе лиса.
Ос-ос-ос! На поляне много ос.
Су-су-су! Было холодно в лесу.
Усь-усь-усь! На лугу пасется гусь.
Са-са-са! Залетела к нам оса!
Сы-сы-сы! Не боимся мы осы.
Си-си-си! В водоеме караси.
Ся-ся-ся! Вот поймать бы карася.
Се-се-се! Карасей ловили все.
Ся-ся-ся! Не поймали карася.
Звук Л
Ла-ла-ла! А у птицы два…крыла!
Ла-ла-ла! Птичка гнездышко свила.
Ло-ло-ло! Телефон беру — «алло!»
Ло-ло-ло! Летом нам тепло.
Лу-лу-лу! Кто там спрятался в углу?
Лы-лы-лы! Высоко летят орлы.
Звук Ш
Шу-шу-шу! Письмо бабушке пишу.
Аш-аш-аш! Как рисует карандаш.
Ша-ша-ша! Мама моет малыша.