Физиологическое и психомоторное развитие ребенка по месяцам

С момента рождения ваш малыш начинает активно развиваться и ежедневно радовать своими достижениями. Очень важно для каждой мамы владеть информацией о том, как должен развиваться ребенок. Стоит подчеркнуть, что развитие ребенка — процесс сугубо индивидуальный. Один малыш садится в 5 месяцев, а другой — в 8 месяцев, ребенок может стать на ножки раньше, чем сесть и т.д. Чаще всего, это не говорит ни о каких отклонениях. Сравнивать своего ребенка с соседским — крайне неразумное занятие.

Ребенок в шапке

Физиологическое и психомоторное развитие новорожденного

В первый год жизни, развитие ребенка очень интенсивное, его организм полностью перестраивается и приспосабливается к условиям окружающего мира. Изменение температурного режима, режима питания и пищеварения, кровообращения и т.д. — огромный стресс для организма ребенка (как с физиологической, так и с психологической точки зрения). От того, насколько ответственно относятся родители к ребенку в этот период, зависит его физическое и психическое здоровье. У новорожденного в этот период одним из основных «видов деятельности» являются безусловные рефлексы:

  1. Сосательный рефлекс. Первый и самый основной. Данный рефлекс позволяет ребенку питаться. Проходит такой рефлекс примерно к 1 году.
  2. Хватательный рефлекс. Ребенок способен схватить и удерживать вложенный в его ладошку палец, причем так сильно, что его можно приподнять над пеленальным столиком или другой опорой.
  3. Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Если новорожденного держать за подмышки, то он опирается на всю стопу и передвигает, имитируя ходьбу, ноги.
  4. Защитный рефлекс. Если ребенка положить на живот вниз головой, он никогда не задохнется, потому как немедленно повернет голову набок.
  5. Рефлекс ползания. Если положить ребенка на живот, он начинает движения, напоминающие ползание, а если под его пяточки в этот момент подставить ладонь — ребенок активно начинает отталкиваться от «препятствия», при этом в процесс включаются ручки.

Развитие ребенка в 1 год и 4 месяца и не только

После того как период новорожденности подходит к концу, у ребенка от 1 месяца до 1 года постепенно безусловные рефлексы сменяются условными. Любого нормального родителя беспокоит вопрос — что должен или не должен делать наш малыш? Далее приведен условный перечень тех «сверхспособностей», которыми обладает ребенок первого года жизни.

Радостный ребенок

  1. 1 месяц. Ребенок может лежа на животике приподнимать и недолго удерживать головку, тем или иным образом реагировать на обращение к нему, он может не только переставать плакать, когда вы к нему подходите, но и способен улыбаться вам в ответ и внимательно вас разглядывать.
  2. 2 месяца. Ребенок начинает агукать, может держать головку в вертикальном положении, когда лежит на животе, способен поднимать не только голову, но и грудную клетку, самостоятельно переворачивается на один бок и уже умеет смеяться вслух.
  3. 3 месяца. Ребенок живо реагирует на общение, если держать в вертикальном положении часть массы тела переносит на ножки, реагирует поворотом головы на обращение к нему, особенно «остро» реагирует на голос матери.
  4. 4 месяца. Провожает взглядом предметы, громко смеется и часто способен сидеть без опоры. На четвертом месяце от роду, ребенок способен эмоционально и очень громко возражать вам, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.
  5. 5 месяцев. В этом возрасте ребенок начинает замечать мельчайшие детали, то есть способен фокусировать внимание на очень маленьком предмете, а еще зажать такой предмет в кулачке. Из положения сидя, если держать ребенка за ручки, пытается оттолкнуться и встать. Самостоятельно пытается стоять, когда есть за что подержаться. В этом возрасте ребенок может менять интонацию при произнесении звуков и произносить различные сочетания из гласных и согласных.
  6. 6 месяцев. Главные особенности 6 месяца развития — способность садиться из положения лежа на животе и вставать из положения сидя.
  7. 7 месяцев. Самое счастливое время. В этом возрасте ребенок впервые может сказать «мама» или «папа», вполне осознанно помахать вам на прощание рукой, а также уже умеет радостно хлопать в ладоши.
  8. 8 месяцев. Ребенок хорошо стоит, иногда даже самостоятельно (очень недолго — до 1 минуты). Следит за предметами, если что-либо уронил — ищет глазами. Может взять мелкий предмет большим и указательным пальцем. Начинает показывать вам свой характер. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, что такое «нельзя», улавливает вашу интонацию и т.д., но слушается вас далеко не всегда.
  9. 9 месяцев.Девочка с коктейлем Ребенок умеет пить сам из чашки-непроливайки, играет с вами в мяч, прекрасно стоит и делает попытки ходить держась за мебель, очень быстро передвигается на «четырех костях» и говорит, кроме «папа-мама», еще 1-2 слова.
  10. 10 месяцев. Пытается делать самостоятельные шаги, а стоит уже очень хорошо без поддержки.
  11. 11 месяцев. Ребенок хорошо ходит, самостоятельно садится, разговаривает (правда, на языке, который понятен только ему), реагирует жестами, если говорите ему «дай».
  12. 12 месяцев. Ребенок может по просьбе дать вам какой-то предмет, хорошо ходит, держась за мебель, а если ему дать мелки или фломастеры, он от души нарисует вам «абракадабру».

Первый кризис в жизни ребенка — кризис 1 года

Развитие ребенка в год часто характеризуется резкой переменой в его «характере». Дело в том, что у ребенка начался процесс взросления, самоутверждения и активного познания окружающего мира. В психологии этот период называют кризисом одного года. У одних детей он начинается раньше, примерно в 9 месяцев, а у других позже, до 1 года и 5 месяцев, но проходят через это абсолютно все дети.

Задумчивый мальчик

В этот период ребенок уже очень хочет, но не может рассказать вам о своих желаниях и предпочтениях, но небогатый словарный запас ему в этом мешает. Когда вы не понимаете ребенка, он очень обижен и капризничает. Такая же ситуация с запретами и ограничениями, ребенок не понимает, почему нельзя бить об стол ваш телефон или грызть ботинок. Чувствуя себя «центром вселенной», ваш малыш попытается подчинить вашу волю своей. Отныне он будет пытаться вами потакать, решать, что делать или не делать, когда и куда вам идти.

Как с этим бороться?

Самый ценный совет — не потакайте «маленькому тирану», потому как кризис — явление временное, а привычка получать желаемое, а в противном случае устраивать родителям «скандал», останется навсегда. Просто нужно убрать подальше то, чем ребенок может пораниться, или то, что он может испортить, а в остальном предоставить малышу свободу действий. Играть только игрушками ребенку уже неинтересно, поэтому если увлечь ребенка каким-либо занятием, то можно некоторое время провести в счастливом ничегонеделании. Множество сокровищ хранится на вашей кухне. Дайте ребенку небольшую старенькую кастрюлю и вы увидите, как увлеченно ребенок будет открывать и закрывать крышку, складывать туда различные предметы и т.д.

Развитие малыша от 1 года до 2 лет

Развитие ребенка в 1 год и после имеет свои особенности.

  1. 1 год и 1 месяц. Это период, когда ребенок активно учится удерживать равновесие и пополняет словарный запас. Он уже владеет многими понятиями, но сказать пока ничего не может. Это не означает, что малыш вас не понимает. Если в период до года малыш активно развивается физически, то после одного года — интеллектуально. Ему нужно все узнать, а значит потрогать, по возможности разобрать и всенепременно попробовать на вкус. Задача родителей — обеспечить ребенка новыми увлекательными игрушками. Подойдут говорящие интерактивные игрушки, имитирующие звуки, которые издают животные или птицы. Такие игры очень полезны для знакомства с окружающей средой. Если вы не сумеете организовать «досуг» ребенку, он организует его себе сам: в ход идут телефоны, ключи, мамины бусы и все, что попадется под руку.
  2. 1 год и 2 месяца. Это период «отрицания». Любое ваше действие будет встречать решительный протест. И хоть малыш очень связан с родителями эмоционально, в этот период ребенок будет добиваться авторитета и занимать «место под солнцем». Следует отнестись с пониманием и терпение, этот период вскоре пройдет.Девочка кушает йогурт
  3. 1 год и 3 месяца. Стоит отметить, что в этом возрасте ребенок перестает так активно расти. Если за первый год жизни малыш мог набирать по 1 кг в месяц, то теперь может набрать всего 200 г, а то и вовсе «похудеть». Это не повод для беспокойства. Если раньше ваш малыш много ел и много спал, то теперь есть он больше не стал (или даже стал есть хуже из-за прорезывания зубов), зато стал активно двигаться, а значит тратить массу энергии. Настало время покупать и читать книжки. Книжки должны быть недорогими, картонными, чтобы их было не жалко дать ребенку для изучения. Если вы будете регулярно читать книги, то словарный запас будет очень быстро пополняться все новыми и новыми словами. У ребенка нет еще навыков коллективной игры, но интерес к своим сверстникам уже присутствует. Не надо его в этом ограничивать — в совместных играх дети многому друг у друга учатся.
  4. 1 год и 4 месяца. Возраст, когда маленький человек самоутверждается и выясняет, что он может, а что — нет. Он способен с завидным упорством карабкаться по лестнице или пытаться залезть на диван. Будьте бдительны. Это возраст наибольшего травматизма у детей второго года жизни. Не стоит все запрещать, иначе как малыш будет развиваться? Примерно 1 год и 4 месяца начинается становление малыша как личности.
  5. 1 год и 5 месяцев. Время «покорения вершин». Малыш пытается везде залезть и все вытащить — только успевай, мама!
  6. 1 год и 6 месяцев. В этом возрасте ребенок продолжает самоутверждаться. У него возникает понятие собственности. Попробуйте забрать у него его игрушку! Мама в этом случае долго будет слушать недовольные вопли, а вот сверстник, который попытается посягнуть на «святое», может и «получить». Если бы детеныш мог говорить, вто возрасте 1,5 года он точно представлялся незнакомым людям как-то вроде «очень приятно — Царь». Ребенку кажется, что он — незыблемый центр вселенной. На данном этапе развития вы все чаще и чаще будете слышать вопрос «что это?» или «кто это?». Наберитесь терпения и побольше общайтесь с ребенком.
  7. 1 год и 7 месяцев. Самый «агрессивный» возраст. Есть 2 причины, почему ваш малыш злится. Во-первых, если он испытывает определенный дискомфорт — хочет есть, спать, устал, ему нездорово. Во-вторых, дети в этом возрасте часто злятся оттого, что мы их не понимаем. Развитие ребенка в 1 год и 7 месяцев характеризуется тем, что ему есть что сказать, но пока непонятно как. Находите общий язык с вашим ребенком, так как его можно потом не найти никогда!Ребенок с игрушками
  8. 1 год и 8 месяцев. В этом возрасте необходимо уделить особое внимание режиму сна. Некоторые дети отказываются от дневного сна в пользу увлекательных игр. Стоит превратить в игру и процесс укладывания ребенка. Достаточно, если ребенок будет спать 1 раз в день, примерно 2 часа. Общее время, проведенное в состоянии покоя, — 13 часов.
  9. 1 год и 9 месяцев. Определение своего места во времени и пространстве. Появляются понятия «потом» и «скоро». Нужно чаще говорить ребенку, что гулять он пойдет после того, как поспит, а бабушка придет, когда он поест и т.д. Продолжаются и процессы познания и самоутверждения. Обратите внимание, чтобы познание мира было «дозированным», иначе получив слишком большую «дозу» впечатлений, малыш становится возбужденным и гиперактивным.
  10. 1 год и 10 месяцев. Малыш продолжает активно развиваться и самоутверждаться, при этом предъявлять к вам все большие требования. Если малышу дать завтрак в синей тарелке, а не в красной — быть беде. Ребенку нужна индивидуальность, появляется понятие о «своих» вещах и он готов отстаивать право на них любыми доступными методами.
  11. 1 год и 11 месяцев. Еще вчера ваше чадо стремилось к самостоятельности, а сегодня вдруг резко «разучилось» ходить и активно просится на руки. Это объясняется тем, что ребенок по-прежнему привязан к вам эмоционально. Он, конечно, все может сам, но гораздо приятнее ему будет, если вы поможете. Возраст «попугая» — повторяем все, что слышим, словарный запас увеличивается, и появляются в лексиконе словосочетания из 2-3 слов.
  12. Развитие малыша в 2 года. Развита мелкая моторика. Прекрасной находкой для родителей может стать конструктор с крупными деталями, ребенок способен надолго увлекаться «строительством». К 2-м годам, ребенок хорошо ест самостоятельно, преодолел «языковой барьер» и теперь говорит с вами на одном языке. Отличает живое от неживого, больше не относится к коту, как к мягкой игрушке. У ребенка развиты память и воображение, он с удовольствием занимается сочинительством. Ребенок прекрасно знает в этом возрасте «что такое хорошо и что такое плохо». Но это вовсе не означает, что он не будет делать того, за что вы его точно будете ругать. Напротив, «запретный плод сладок», и иногда у мам складывается впечатление, что малыш все делает назло.

Особенности развития малышей в семьях, где есть еще дети

Родив первого ребенка, кипятим все бутылки и пеленки. Родив четвертого, считаем, что если ребенок отнял еду у кота, то это сугубо личные проблемы кота. Развитие ребенка в «коллективе» происходит гораздо быстрее, и совместное проживание благотворно влияет на всех детей в семье (так, старшие учатся нести ответственность за малышей). Если вы хотите иметь больше одного ребенка — честь вам и хвала. И данное руководство в помощь.

Возможно Вам будет интересно:

Оставить комментарий