Читайте в этой статье:
Каждый взрослый чуть ли не ежедневно сталкивается с проблемой, во что поиграть с ребенком. Особенно это важно теперь, когда дети настолько увлечены компьютером, что не готовы заниматься чем-то еще, кроме погружения в виртуальный мир. Современные дети очень подвижны, привыкли к быстрому потоку информации, смене деятельности, поэтому занять их бывает очень трудно. Однако во все времена для ребенка прежде всего было важно, что взрослый — родитель или воспитатель — проявляет к нему интерес, занимается чем-то вместе с ним. Помните, что поиграть с ребенком даже один час важнее, чем купить ему десять игрушек!
Мама или папа, которые решили поиграть с ребенком в свободное время, почувствуют радость общения, прилив позитивных эмоций, что благоприятно повлияет на домашнюю атмосферу.
Игры для самых маленьких
Во что поиграть с ребенком с самых малых лет? Развлечь детей игрой можно, если они начинают активно проявлять интерес к окружающей среде и предметам. При этом не обязательно бежать в магазин за дорогостоящей новинкой, интерес к которой у малыша может моментально пропасть. Чаще дети увлекаются какими-нибудь привычными бытовыми предметами, которые взрослые воспринимают как образы ежедневной хозяйственной рутины, а именно:
- кастрюля;
- чашка;
- ложка;
- коробка;
- старый телефон и многое другое.
Во что же поиграть с такими предметами? Включаем фантазию и начинаем играть. Пусть даже в игровых действиях малыша не будет большого смысла (с точки зрения взрослых), пусть он шумит, стучит, роняет предметы на пол. Главное происходит: кроха исследует мир в игре и с каждой минутой становится все опытней и опытней.
В играх с детьми постарше можно использовать продукты:
- крупы с большими зернами (раскрашенные или в первозданном виде);
- воду;
- овощи или фрукты;
- макаронные изделия и некоторые другие.
Родителей заботит не только, как развлечь малышей, но и как направить их игровую деятельность в направлении познания. Используя развивающие игры с малышами, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, во время игры важно называть предметы, давать их характеристику (цвет, величина, форма), определять их функциональные возможности. Во-вторых, стоит избегать ситуации принуждения: игра должна приносить удовольствие, а не быть источником неприятных эмоций.
У нас есть интересная коробочка
Купили обувь и не знаете, что делать с коробкой? Во что поиграть таким обыденным предметом? Не стоит спешить, достаточно пофантазировать на тему, как использовать коробочку для игры с ребенком.
Как вариант, вырезаем на сторонах картонной упаковки различные фигуры, размер и форма которых зависит от возраста малыша. Стенки коробки можно обклеить цветной бумагой, так игра станет еще более полезной в плане формирования знаний о цветах и цветовых оттенков.
Суть игры состоит в том, что малыш должен сопоставить фигуру в руке с соответствующим отверстием и вставить ее на место.
С детьми постарше можно играть по-другому. Например, попросить ребенка из всех макаронин взять только длинные и определенного цвета и вкинуть их отверстие в коробке. Если попадается другое макаронное изделие, победное очко не засчитывается.
В дальнейшем по мере взросления малыша коробку можно использовать как гараж для машины или домик для куклы, разыгрывая привычные ежедневные сцены «Папа едет на работу» и «У мамы сегодня выходной».
Игры с водой как способ познания окружающего мира
Можно ли развлечь детей, одновременно обучая их? При желании можно придумать, как развлечь ребенка с помощью обычной и привычной воды. Во что же можно поиграть с помощью воды? Способов существует множество.
Первый способ подходит для малыша, который «экспериментирует» в туалете с телефонами взрослых, испытывая их на плавучесть.
1 вариант. В любую достаточно вместительную емкость налейте воду и приготовьте разные по характеристикам материалов предметы, например, металлический (ложечку), пластмассовый (игрушку), деревянный (брусочек), при этом не стоит использовать большое количество предметом, чтобы не рассредоточить внимание ребенка.
Теперь с ребенком или с несколькими детьми можно запускать предметы по очереди в импровизированный водоем и наблюдать, как по-разному «ведут» себя предметы из разных материалов. Разрешите детям самостоятельно описать то, что происходит с предметами, и помогите им сделать выводы. Можно также придумать увлекательную историю о том, как Ложка, Брусочек и Пупс отправились в путешествие, это развлечет ребенка, сделает занятие более интересным.
2 вариант. Игра очень похожа на известную всем «Съедобное-несъедобное», только вы будете называть предмет, а малыш — отвечать, тонет он или не тонет. Например, «пластмассовый кубик» — «не тонет». Можно называть бесконечное количество предметов, пока детям не наскучит занятие.
Разнообразьте игру, предложив детям хлопать в ладоши, если предмет тонет, и не издавать звуков, если он не тонет. Можно разбиться на команды, если детей от 4 человек, и соревноваться, какая команда наберет большее количество баллов, не ошибаясь с ответами.
Игра с водной средой разнообразит ваши совместные занятия с детьми и позволит развить у них понимание того, что окружающая среда разнообразна, свойства предметов различны.
Разноцветный мир
Ребенок в определенном возрасте должен различать цвета предметов, их основные качественные характеристики. Поэтому есть способы, как развлечь ребенка, постигая эти знания. Очень много можно предложить игр для познания цветовых характеристик предметов.
- Подбираем предметы по цвету. Возьмите набор фломастеров, чем больше будет цветов, тем лучше, снимите с них колпачки и предложите ребенку подобрать к каждому фломастеру колпачок по цвету. Обязательно называйте цвет фломастера и просите ребенка повторить его за вами.
- Подбираем предметы. Для игры рекомендовано использовать картон, можно взять сразу цветной картон, а можно закрасить белый. Теперь придумайте какой-то сюжет, в котором будут фигурировать предметы, вырезанные вами из картона. Например, это может быть чаепитие для игрушек, а из картона вместе с детьми вы вырежете чашки и тарелки, а потом подберете по цвету чайный набор для каждой игрушки.
- «Домик для игрушки». Для игры вам понадобятся разноцветные игрушки и разноцветные листы картона. Сначала предложите ребенку просто поиграть то одной игрушкой, то другой, постепенно использовав все игрушки. А на следующем этапе найдите вместе домик для каждой игрушки по цвету, разложив листы картона по полу и поставив игрушку соответствующего цвета на лист.
Развиваем логическое мышление
Очень важны игры на развитие логического мышления, которые, кроме того, развлекают ребенка и делают ваш совместный досуг увлекательным.
«Живое-неживое». В ходе игры кроха должен понять, что есть одушевленные предметы — «живые», а есть неодушевленные — «неживые», потом можно объяснить, что «живые» отвечают на вопрос «кто?», а «неживые» — на вопрос «что?».
После этого можно играть в вопросы и ответы несколькими способами. Можно бросать мячик и просить детей отбивать его, если предмет «неживой», и ловить, если «живой». Можно хлопать, если слышим название «живого» предмета, или показывать карточки красного и зеленого цвета.
Игру можно расширить, предложив создать сюжет с участием названных предметов.
«Кто как живет». Эта игра развивает фантазию ребенка и формирует связную речь, что очень важно в любом возрасте. Предложите ребенку или нескольким детям пофантазировать, придумывая истории из жизни тех же любимых игрушек. Начните рассказ, например, так: «Жил на свете веселый медвежонок»… При этом выберите любимого медвежонка из тех игрушек, которыми играет ваш маленький. Потом с помощью вопросов помогайте ребенку стоить рассказ дальше.
— Где жил медвежонок?
— С кем дружил медвежонок?
— Что он любил есть?
— Кем стал медвежонок, когда подрос?
На основе этих игр вы можете создавать свои, придумывая, как развлечь ребенка, обучая его.
Учимся различать предметы
Предложите дочери или сыну, а еще лучше и нескольким друзьям малыша поиграть в игру, помогающую быстро реагировать на информацию и дифференцировать предметы.
- Называем попеременно то животных, то предметы обихода, предлагая ребенку хлопать, если названо животное, и шлепать по коленке, если назван предмет обихода.
- Эта игра помогает закрепить характеристики предметов. Как в предыдущем варианте, малыш должен или хлопнуть, или шлепнуть по коленке. Называем твердое — хлопок, называем мягкое — шлепок.
- «Широко или узко?». Дети очень любят строить что-нибудь из конструктора, например, домики, а от каждого домика к другим проложите дорожки, причем разные по ширине. После этого поселите в домики соответствующие по размеру игрушки. Придумайте историю о том, как игрушки ходят друг другу в гости по разным поводам и опишите, кто пошел по широкой дорожке, кто по более узкой, кто — по совсем узенькой.
Помните: во что бы вы ни играли вместе с ребенком, главное — ваше желание провести вместе время, развивать ваше чадо и делать его счастливым.