Полезные игры: как развлечь своих детей и обучить

Каждый взрослый чуть ли не ежедневно сталкивается с проблемой, во что поиграть с ребенком. Особенно это важно теперь, когда дети настолько увлечены компьютером, что не готовы заниматься чем-то еще, кроме погружения в виртуальный мир. Современные дети очень подвижны, привыкли к быстрому потоку информации, смене деятельности, поэтому занять их бывает очень трудно. Однако во все времена для ребенка прежде всего было важно, что взрослый — родитель или воспитатель — проявляет к нему интерес, занимается чем-то вместе с ним. Помните, что поиграть с ребенком даже один час важнее, чем купить ему десять игрушек!

Мама или папа, которые решили поиграть с ребенком в свободное время, почувствуют радость общения, прилив позитивных эмоций, что благоприятно повлияет на домашнюю атмосферу.

Игры для самых маленьких

Во что поиграть с ребенком с самых малых лет? Развлечь детей игрой можно, если они начинают активно проявлять интерес к окружающей среде и предметам. При этом не обязательно бежать в магазин за дорогостоящей новинкой, интерес к которой у малыша может моментально пропасть. Чаще дети увлекаются какими-нибудь привычными бытовыми предметами, которые взрослые воспринимают как образы ежедневной хозяйственной рутины, а именно:

  • кастрюля;
  • чашка;
  • ложка;
  • коробка;
  • старый телефон и многое другое.

Дети и праздник

Во что же поиграть с такими предметами? Включаем фантазию и начинаем играть. Пусть даже в игровых действиях малыша не будет большого смысла (с точки зрения взрослых), пусть он шумит, стучит, роняет предметы на пол. Главное происходит: кроха исследует мир в игре и с каждой минутой становится все опытней и опытней.

В играх с детьми постарше можно использовать продукты:

  • крупы с большими зернами (раскрашенные или в первозданном виде);
  • воду;
  • овощи или фрукты;
  • макаронные изделия и некоторые другие.

Родителей заботит не только, как развлечь малышей, но и как направить их игровую деятельность в направлении познания. Используя развивающие игры с малышами, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, во время игры важно называть предметы, давать их характеристику (цвет, величина, форма), определять их функциональные возможности. Во-вторых, стоит избегать ситуации принуждения: игра должна приносить удовольствие, а не быть источником неприятных эмоций.

У нас есть интересная коробочка

Купили обувь и не знаете, что делать с коробкой? Во что поиграть таким обыденным предметом? Не стоит спешить, достаточно пофантазировать на тему, как использовать коробочку для игры с ребенком.

Как вариант, вырезаем на сторонах картонной упаковки различные фигуры, размер и форма которых зависит от возраста малыша. Стенки коробки можно обклеить цветной бумагой, так игра станет еще более полезной в плане формирования знаний о цветах и цветовых оттенков.

Суть игры состоит в том, что малыш должен сопоставить фигуру в руке с соответствующим отверстием и вставить ее на место.

Игрушка из коробки

С детьми постарше можно играть по-другому. Например, попросить ребенка из всех макаронин взять только длинные и определенного цвета и вкинуть их отверстие в коробке. Если попадается другое макаронное изделие, победное очко не засчитывается.

В дальнейшем по мере взросления малыша коробку можно использовать как гараж для машины или домик для куклы, разыгрывая привычные ежедневные сцены «Папа едет на работу» и «У мамы сегодня выходной».

Игры с водой как способ познания окружающего мира

Можно ли развлечь детей, одновременно обучая их? При желании можно придумать, как развлечь ребенка с помощью обычной и привычной воды. Во что же можно поиграть с помощью воды? Способов существует множество.

Первый способ подходит для малыша, который «экспериментирует» в туалете с телефонами взрослых, испытывая их на плавучесть.

1 вариант. В любую достаточно вместительную емкость налейте воду и приготовьте разные по характеристикам материалов предметы, например, металлический (ложечку), пластмассовый (игрушку), деревянный (брусочек), при этом не стоит использовать большое количество предметом, чтобы не рассредоточить внимание ребенка.

Кораблики в воде

Теперь с ребенком или с несколькими детьми можно запускать предметы по очереди в импровизированный водоем и наблюдать, как по-разному «ведут» себя предметы из разных материалов. Разрешите детям самостоятельно описать то, что происходит с предметами, и помогите им сделать выводы. Можно также придумать увлекательную историю о том, как Ложка, Брусочек и Пупс отправились в путешествие, это развлечет ребенка, сделает занятие более интересным.

2 вариант. Игра очень похожа на известную всем «Съедобное-несъедобное», только вы будете называть предмет, а малыш — отвечать, тонет он или не тонет. Например, «пластмассовый кубик» — «не тонет». Можно называть бесконечное количество предметов, пока детям не наскучит занятие.

Разнообразьте игру, предложив детям хлопать в ладоши, если предмет тонет, и не издавать звуков, если он не тонет. Можно разбиться на команды, если детей от 4 человек, и соревноваться, какая команда наберет большее количество баллов, не ошибаясь с ответами.

Игра с водной средой разнообразит ваши совместные занятия с детьми и позволит развить у них понимание того, что окружающая среда разнообразна, свойства предметов различны.

Разноцветный мир

Ребенок в определенном возрасте должен различать цвета предметов, их основные качественные характеристики. Поэтому есть способы, как развлечь ребенка, постигая эти знания. Очень много можно предложить игр для познания цветовых характеристик предметов.

  1. Подбираем предметы по цвету. Возьмите набор фломастеров, чем больше будет цветов, тем лучше, снимите с них колпачки и предложите ребенку подобрать к каждому фломастеру колпачок по цвету. Обязательно называйте цвет фломастера и просите ребенка повторить его за вами.
  2. Подбираем предметы. Для игры рекомендовано использовать картон, можно взять сразу цветной картон, а можно закрасить белый. Теперь придумайте какой-то сюжет, в котором будут фигурировать предметы, вырезанные вами из картона. Например, это может быть чаепитие для игрушек, а из картона вместе с детьми вы вырежете чашки и тарелки, а потом подберете по цвету чайный набор для каждой игрушки.
  3. «Домик для игрушки». Для игры вам понадобятся разноцветные игрушки и разноцветные листы картона. Сначала предложите ребенку просто поиграть то одной игрушкой, то другой, постепенно использовав все игрушки. А на следующем этапе найдите вместе домик для каждой игрушки по цвету, разложив листы картона по полу и поставив игрушку соответствующего цвета на лист.

Развиваем логическое мышление

Очень важны игры на развитие логического мышления, которые, кроме того, развлекают ребенка и делают ваш совместный досуг увлекательным.

«Живое-неживое». В ходе игры кроха должен понять, что есть одушевленные предметы — «живые», а есть неодушевленные — «неживые», потом можно объяснить, что «живые» отвечают на вопрос «кто?», а «неживые» — на вопрос «что?».

Ребенок и кубики

После этого можно играть в вопросы и ответы несколькими способами. Можно бросать мячик и просить детей отбивать его, если предмет «неживой», и ловить, если «живой». Можно хлопать, если слышим название «живого» предмета, или показывать карточки красного и зеленого цвета.

Игру можно расширить, предложив создать сюжет с участием названных предметов.

«Кто как живет». Эта игра развивает фантазию ребенка и формирует связную речь, что очень важно в любом возрасте. Предложите ребенку или нескольким детям пофантазировать, придумывая истории из жизни тех же любимых игрушек. Начните рассказ, например, так: «Жил на свете веселый медвежонок»… При этом выберите любимого медвежонка из тех игрушек, которыми играет ваш маленький. Потом с помощью вопросов помогайте ребенку стоить рассказ дальше.

— Где жил медвежонок?

— С кем дружил медвежонок?

— Что он любил есть?

— Кем стал медвежонок, когда подрос?

На основе этих игр вы можете создавать свои, придумывая, как развлечь ребенка, обучая его.

Учимся различать предметы

Предложите дочери или сыну, а еще лучше и нескольким друзьям малыша поиграть в игру, помогающую быстро реагировать на информацию и дифференцировать предметы.

  1. Называем попеременно то животных, то предметы обихода, предлагая ребенку хлопать, если названо животное, и шлепать по коленке, если назван предмет обихода.
  2. Эта игра помогает закрепить характеристики предметов. Как в предыдущем варианте, малыш должен или хлопнуть, или шлепнуть по коленке. Называем твердое — хлопок, называем мягкое — шлепок.
  3. «Широко или узко?». Дети очень любят строить что-нибудь из конструктора, например, домики, а от каждого домика к другим проложите дорожки, причем разные по ширине. После этого поселите в домики соответствующие по размеру игрушки. Придумайте историю о том, как игрушки ходят друг другу в гости по разным поводам и опишите, кто пошел по широкой дорожке, кто по более узкой, кто — по совсем узенькой.

Помните: во что бы вы ни играли вместе с ребенком, главное — ваше желание провести вместе время, развивать ваше чадо и делать его счастливым.

Оставить комментарий