Обучение и развитие детей по методике Домана

Все родители хотят, чтобы их ребенок был хорошо развит физически и интеллектуально. Для этой цели психологами и педагогами разработано большое количество программ для обучения и развития детей. Одной из самых популярных уже много лет является методика Домана.

Как появилась методика

Методика была разработана молодым ученым-физиотерапевтом по имени Глен Доман в 40-е годы ХХ века. Первоначально она создавалась им для реабилитации детей, страдающих серьезными заболеваниями нервной системы. Для активизации умственной деятельности, стимуляции здоровых клеток мозга им показывали несколько раз в день обучающие карточки, на которых были написаны слова, изображены картинки или красные точки. Карточки показывали небольшое количество времени, их число со временем увеличивалось. Методика показывала свою эффективность — через несколько месяцев таких занятий дети постепенно начинали больше двигаться и говорить, считать и писать, догонять в развитии своих одногодок. И эту методику, доказавшую свою состоятельность, начали использовать и для занятий со здоровыми детишками. Наблюдения ученого показали, что такие дети после занятий по его методике лучше воспринимают новую информацию, отличаются хорошей фотографической памятью, добиваются высоких результатов в учебе.

Глен Домен и дети

Глен Доман основал в США целое учреждение — Институт Развития Человеческого Потенциала. В рамках этого учреждения были созданы восстанавливающие, развивающие и обучающие методики как для больных, так и для здоровых детишек.

В России методику Глена Домана внедрил и адаптировал для русскоязычных детей педагог и психолог Андрей Александрович Маниченко. Поэтому в России методика известна как методика Домана-Маниченко. Российский ученый перевел слова, подобрал их наилучший состав для занятий, учел грамматику и особенности словообразования русского языка. На основе методов Глена Домана Маниченко создал усовершенствованную методику путем добавления к карточкам книжек-вертушек, книжек-пряток, дисков и листалок. Ученый привнес в методику игровой подход для более интересных занятий, которые бы подходили детям разного возраста. Он разработал большое количество познавательных обучающих игр. Таким образом, занятия по методике Домана-Маниченко проходят гораздо эффективнее и интереснее.

Сущность методики

Методика Глена Домана является способом усиленного умственного развития детей. Как и мышцы, мозг нуждается в тренировках, и необходимо при помощи специальных занятий его развивать. Согласно методике, обучение ребенка можно начинать с 3 месяцев его жизни, поскольку он уже познает мир. Исследования ученых доказывают эффективность обучения детей именно с рождения и до достижения ими 3-6 лет, когда они получают навыков и знаний больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Именно в этот период закладываются интеллектуальные способности ребенка, его мозг способен усваивать большое количество информации, поэтому и развивающие занятия нужно проводить уже в этом возрасте.

Мама с ребенком и карточки

В основе данной методики находится обучение количественному счету и чтению. Чтению ребенок обучается не путем сложения букв и слогов, как часто принято, а целыми словами. Ребенок запоминает их путем демонстрации карточек с написанными красным цветом и крупным шрифтом словами и с помощью одновременного произнесения изображенного слова. Карточки можно как купить, так и сделать своими руками на основе рекомендаций создателей методики.

Показывать можно также и карточки с изображением различных предметов, при этом тоже необходимо произносить название изображенной вещи. Причем делается это многократно в течение дня, но на короткое количество времени, буквально на несколько минут. Каждую карточку нужно показывать пару секунд, в целом для запоминания ребенком изображенной информации требуется 30 показов. В начале занятий количество карточек должно быть небольшим, 10-15 карточек достаточно, и показывать их следует 3 раза в день. Лучше использовать карточки одной определенной тематики. Согласно методике, ребенок запоминает слова и сможет узнать их в тексте. Со временем занятия усложняются: увеличивается количество показываемых категорий карточек, крупный шрифт следует уменьшать, красный цвет заменять на черный, вместо коротких слов нужно использовать более длинные, а затем писать уже словосочетания и предложения.

Аналогично происходит обучение количественному счету, только при этом на карточках изображаются красные точки, количество которых соответствует произносимой цифре.

Доман отмечал положительное воздействие физической активности на развитие мозга ребенка. Ученый советовал родителям использовать для детей гимнастику, которая помогала бы дольше не пропадать врожденным рефлексам человека — хватательному, ползательному, опорному. Родителям нужно поощрять ползание ребенка, покачивать его, перекатывать с бока на бок, давать висеть на пальцах и подтягиваться.

Плюсы и минусы

Отзывы преподавателей и приверженцев методики развития Домана утверждают, что она дает детям хорошую интеллектуальную базу для продолжения обучения в школе. Их отличает интерес к учебе, отличная память, высокая скорость мышления.

Мама с дочкой на полу

Занятия могут проводиться в домашних условиях, что очень удобно для родителей. Да и мама лучше всех остальных людей знает своего ребенка и может подстроить программу под него. Небольшое количество времени, в течение которого карточки демонстрируются малышу, не обременяют его, он не успевает заскучать. А периодичность показа позволяет информации хорошо усвоиться в сознании ребенка.

Занятия можно проводить с ребенком уже с первых месяцев, они помогут развить его зрительные навыки, слуховое восприятие и концентрацию внимания. Первые результаты навыков чтения и счета, как утверждают создатели программы, будут видны приблизительно через 6-12 месяцев после начала занятий.

Однако многие современные психологи и педагоги отмечают, что возможности малышей обучаться, воспринимать и перерабатывать информацию формируются постепенно. И даже если родители при помощи методики Домана вместят в мозг ребенка большое количество информации, то научить его осознанно использовать эти знания очень сложно.

Карточки Домана

Кроме того, ученые отмечают спорность подхода к обучению чтению. Ребенок запоминает слово как картинку, в определенном цвете и размере, и вряд ли сможет узнать его в новом шрифте и цвете. Да и незнакомые слова он уже не сможет прочитать, сложив знакомые буквы и слоги. Обучение счету тоже весьма абстрактно. Ведь для детей очень важны тактильные чувства, им хочется многое пробовать на ощупь и на вкус, а это в методике Домана никак не предусмотрено.

Методика не учитывает и индивидуальные особенности малышей — их увлечения, характер, темперамент, наклонности. Ведь далеко не каждый ребенок расположен к таким регулярным и порой сложным для него занятиям.

Использовать или нет методику Домана-Маниченко для своего ребенка, решать только родителям малыша. Некоторые способы изучения окружающего мира вполне можно позаимствовать у этого метода. Польза от этого, несомненно, будет, поскольку ребенок станет регулярно получать новую информацию, необходимую для тренировки мозга и памяти. Но для эффективности можно сочетать методы Домана и с дрфугими методиками обучения и развития.

Возможно Вам будет интересно:

Оставить комментарий