Развитие речи детей 3-4 лет в норме подразумевает, что мама и папа уже могут без затруднений понять своего малыша, но незнакомые люди еще не все разбирают в его речи. К 4-5 годам речь становится чистой и внятной.
Нормально разговаривающий малыш, особенности его развития
Становлению нормальной речи детей способствует правильное общение с ними их родителей. С самого рождения с детьми крайне не рекомендуется «сюсюкать», то есть произносить при общении с ребенком нарочно исковерканные слова. В 3-4 года формирование речи еще продолжается, потому запрет по-прежнему актуален. Многим родителям свойственно проявлять свою нежность, произнося что-то наподобие — «ти мой масенький зайтик», как бы копируя речь малыша. Но если ребенок будет часто слышать исковерканную речь, ему негде будет брать опыт употребления нормальных слов. Он запомнит, что это и есть — норма. Это, с большой вероятностью, негативно повлияет на развитие речи.
Если родителям хочется сказать своему малышу что-то ласковое, они могут произнести четко, с правильной артикуляцией: «ты мое маленькое солнышко», «а вот сейчас мама обнимет своего мальчика», «прочистим носик-курносик». Маленький человек будет ощущать себя окруженным любовью и при этом слышать правильно выговоренные слова. Скорее всего, он начнет повторять их. На практике повторения и строится нормальное развитие речи.
Вместе с маленьким человеком важно каждый день произносить все новые и новые слова из разных сфер жизни. Очень хорошо для детей 3-4 лет подходят игры в профессии, когда каждое действие озвучивается сначала родителем, потом малышом. При таких занятиях, повторяющихся каждый день, задержка речевого развития почти исключена, если у ребенка нет сложных патологий.
Например, сегодня мама и сын играют в доктора. Достают набор игрушечных инструментов, лечат куклам зубки, животик, перевязывают голову мягкой игрушки. Каждое действие называется вслух, звучат такие слова, как «болит», «перевязать», «доктор», «лекарство», «поправиться», «пожалеть». В следующий раз игра в смотрителя зоопарка побуждает запомнить, как называется каждый зверь из плюшевой коллекции малыша. Такие игры очень стимулируют развитие детей и на умственном, и на эмоциональном плане. Ведь маленький человек переживает в миниатюре новые для него события — жалеет, лечит, помогает, убирает, заботится, отвечает за другого. И, конечно, для речевого развития полезно каждый день пополнять арсенал новых слов.
К 3-м годам крошечный человек становится «почемучкой» и задает вопросы без перерыва. Маме и папе важно не отмахиваться от них, а отвечать честно и лаконично. Конечно, ответ не должен быть лекцией, но необходимо, чтобы он удовлетворил спрашивающего.
Любопытство, как и фантазия, — признак психического здоровья и полной адекватности.
Когда что-то пошло не так
Если у ребенка выявлена задержка речевого развития, родители часто впадают в состояние отрицания проблемы. Они уверены, что заботились о своем наследнике правильно, занимались с ним и такой проблемы у их чада быть просто не может. И задержка речевого, психологического развития им грозить не должна. Кто-то проявляет агрессию, кто-то впадает в апатию. Естественно, отрицание проблемы психоречевого развития у детей приводит к тому, что с ней не работают . Она выливается в трудности с социализацией и обучением на последующих этапах жизни ребенка.
Поэтому родителям важно помнить: такую проблему, как задержка речевого или любого другого развития необходимо принять.
И еще крайне важно помнить: с большой вероятностью, в ЗРР ребенка действительно нет вины родителей, если они занимались с ним и не оставляли его без внимания. И вины малыша тоже нет. Никто не виноват, и важно исключить слово «вина» из своих мыслей и начать бороться с проблемой. Если задержка речевого развития выявлена к трем годам, ее вполне можно устранить, обратившись к хорошему специалисту и самому работая с малышом. И даже задержка речевого развития у детей 4-х лет лечится, если приложить усилия.
Поиск специалиста стоит производить очень тщательно, потому что контакт логопеда с его маленьким клиентом должен быть идеальным. Тогда работа будет иметь положительный результат.
Мамам и папам рекомендуется не стесняться отказываться от услуг логопеда, с которым их малыш не поладил. На коррекционных занятиях человечку должно быть комфортно. Сейчас во всех городах много логопедических клиник — как государственных, так и частных, и есть из чего выбрать.
Еще для родителей очень важно не путать застопорившееся развитие речи и задержку психомоторного развития. Если со вторым справляться сложнее (но бывает возможно), то первое является менее тяжелым вариантом. Если речевое развитие ребенка отстает от развития в этой области его сверстников, то есть проблемы с темпом и качеством речи, но интеллект малыша сохранен и развивается адекватно.
Однако же стоит обратить внимание на такие факторы:
- Как часто происходят разговоры с младшим членом семьи, отвечают ли ему на все вопросы?
- Если беременность была осложнена, это тоже может стать причиной задержки речевого развития.
- Важно помнить о генетической предрасположенности — иногда мозговые клетки, отвечающие за речевое развитие малыша, развиваются медленнее, чем у его ровесников.
- Развитие речи детей 3 4 лет подразумевает, что ребенок уже полностью выговаривает простые фразы вроде «идем гулять», «хочу домой», «дай игрушку». Также вполне способен пересказать свою любимую простую и недлинную сказку вроде «Колобка». Если малыш не может пока выполнить ни того ни другого — это тревожный симптом.
Как справиться с проблемой?
Как только логопед озвучивает тот факт, что у ребенка наблюдается задержка речевого развития, родителям важно сразу записать малыша на курсы коррекции, посещать их вместе с ним и выполнять все задания. Хорошим подспорьем будет и коррекционный детский сад. И, конечно, задержка речевого развития предполагает, что родители будут анализировать состояние своего чада, вести дневник наблюдений, о малейших изменениях сообщать лечащему специалисту.
Если у ребенка присутствует задержка речевого или любого другого развития, ему особенно полезно будет много общаться со своими сверстниками и, возможно, даже с детьми постарше. Родителям стоит исподволь контролировать эти встречи, потому что полностью здоровые дети могут проявлять некоторую жестокость в отношениях с детьми, проблемой которых стала задержка речевого или иного развития. Это бывает нечасто, но моменты насмешек стоит отслеживать и пресекать в корне.
Когда задержка речевого развития выявлена у ребенка 3-4 лет, стоит иметь в виду, что некоторые проблемы с речью могут остаться навсегда. Но это не обязательно и не приговор. Атмосфера любви, постоянное общение с ребенком и отсутствие стрессов иногда творят чудеса. И, конечно, адекватное речевое развитие требует серьезной работы, как уже говорилось выше.
Родителям стоит помнить несколько моментов.
- К 3-м годам лексикон ребенка, речевое развитие которого в норме, составляет 1000-20000 слов.
- Речевое развитие детей предполагает, что мальчики отстают от девочек примерно на 4-5 месяцев.
Не нужно не отчаиваться, что бы ни случилось. Ведь ребенок чутко ощущает состояние родителей и их настрой. Значит, в данной ситуации настрой должен быть только один — на победу над проблемой.