Читайте в этой статье:
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием своего чада и тут встает вопрос: как правильно наказывать ребенка и стоит ли это делать?. Конечно, с возрастом малыш не всегда ведет себя так, как хотелось бы его родителям, тем самым выводя их из себя и подводя к неадекватной реакции на его поведение. Как нужно себя вести в такой ситуации и как наказывать ребенка за проступок правильно?
Влияние физического воздействия на ребенка
Как утверждают специалисты в области психологии, родители, прибегающие в воспитании детей к физическим мерам воздействия, просто подтверждают собственное бессилие в сложившейся ситуации. Чаще всего причиной этому является незнание родителей того, как им нужно вести себя, следствием чего свое раздражение они вымещают на малыше. Однако как только физические меры были применены, мама или папа начинают чувствовать свою вину, потому что не смогли урегулировать конфликт без насилия и причинили боль своему ребенку.
Многие родители заблуждаются, думая, что, используя такие меры наказания, они благотворно влияют на формирование поведенческих норм ребенка, показывая, что он неправильно и плохо поступает. Однако, используя такой метод воспитания, они показывают исключительно свое превосходство над ребенком в силе, заставляя его делать только то, что нужно им, при помощи рукоприкладства.
Следствием такого родительского поведения является появление детского страха. На первый взгляд может показаться, что малыш все понял, и поэтому его поведение изменилось в лучшую сторону, однако это лишь видимость. Если проследить за малышом после наказания, скорее всего, он будет пытаться найти любой способ отомстить обидчику. Выражаться это может в оценках, драках с друзьями или братьями (сестрами), невыполнении обязанностей по дому и так далее.
Постоянное физическое воздействие может в итоге привести к тому, что вырастет ребенок достаточно трудным. Причиной этого является отсутствие сил и возможности у малыша ответить взрослым родителям на их физические меры воздействия, в дальнейшем ребенок начинает агрессивно относиться к своим одноклассникам или детишкам младше его. Кроме того, наказание со стороны родителей малыш может расценить как отсутствие любви, в результате чего пропадает и любовь к самому себе.
Физическое воздействие не дает развиваться некоторым навыкам малыша, которые позволяют ему чувствовать ответственность за совершенные им поступки. Как правило, наказывая ребенка, родители формируют такие поведенческие нормы, при которых он, наоборот, ищет способ выйти из сложной ситуации, не оказавшись виноватым, а это, как известно, приводит к нарушению развития моральных принципов.
От постоянного физического воздействия ребенок может становиться еще более упрямым или, наоборот, уступчивым во всем, а бывает, что и мстительным. Получается, что ему трудно понять, чего именно хотели получить от него родители, вернее, какой урок из этого всего он должен был извлечь. Единственный вопрос, который его будет волновать в тот момент, — каким образом отомстить своему обидчику.
Конечно, поступки могут быть самыми различными и здесь порой сложно сдержаться, поскольку родителям приходится бороться скорее не с детскими капризами, а со своими собственными эмоциями. Выходом в данной ситуации может стать только сдерживание этих самых эмоций, а также адекватная оценка сложившейся ситуации. Проанализировав все, что случилось, успокоившись, чаще всего мамы и папы понимают, что их чадо на самом деле ни в чем и не виновато и наказывать не за что.
Стоит ли использовать наказание в воспитании?
И все же следует ли прибегать к наказанию? И как можно наказать ребенка, если без этого никак не обойтись? Следует заметить, что в противоположность контролируемому со стороны взрослого поведению малыша ставится самоконтроль самого ребенка, основанный на его ценностях. Следовательно, он учится быть в ответе за свое поведение и начинает вести себя так, как сам посчитает правильным.
Чаще всего результатом мер физического воздействия является снижение самооценки малыша, появление поведения, в основе которого лежит страх, а также обида на человека, от которого малыш ожидал получить любовь. Кроме того, ребенок, к которому часто применяется физическое насилие, становится недоверчивым и начинает утаивать свои ошибки.
Чаще всего родители в неправильном поведении своего чада виноваты сами в силу отсутствия в семье общего мнения по поводу правил поведения. В этом случае все зависит от родителей, которые должны оговорить друг с другом то, что можно делать, а чего нельзя.
Часто дети капризничают и совершают какие-либо неправильные действия просто для того, чтобы привлечь внимание взрослых, поскольку последние чем-то очень заняты.
Бывают ситуации, когда ребенка наказывают ни за что, например, он не съел что-то из-за того, что у него, возможно, просто отсутствует аппетит. Или некоторые родители наказывают свое чадо за плохую учебу в школе или отставание от кого-то. А ведь все дети разные, и одним учеба дается хорошо, а другим — плохо.
Хотя стоит заметить, что и вседозволенность не приводит ни к чему хорошему, поскольку это также не позволяет полностью избежать конфликтных ситуаций, а чаще всего они, наоборот, становятся неизбежными. Результатом становится непонимание со стороны ребенка, что разрешено, а чего делать категорически нельзя, а впоследствии в более старшем возрасте он становится эгоистом с неуважительным отношением к окружающим. Однако даже в этом случае применение физического воздействия неприемлемо.
Чтобы постараться избежать ошибок, можно воспользоваться принципами Д. Добсона, педиатра из Америки и постараться тем самым сформировать подход к тому, как правильно наказывать ребенка.
Для начала необходимо определить границы того, что делать можно, а чего категорически нельзя, и только после этого требовать соблюдения этих требований от своего чада. Только тогда малыш будет знать, что наказание является неким актом справедливости за проступок. Проще говоря, при отсутствии правил требовать их исполнения нет смысла.
Безответственность или своеволие
Необходимо научиться находить отличие между безответственностью и своеволием. Когда поступок совершен непреднамеренно, за это применять наказание нельзя. Например, ребенок забыл сделать, что его попросили родители, или он просто не совсем понял, чего именно нужно было сделать наказывать его за это не стоит, поскольку он не виноват в том, что его интеллектуальные способности гораздо ниже, чем у взрослого человека. Что касается безответственности, здесь по сравнению со взрослыми ребенок требует к себе больше терпения.
На вызывающее детское поведение родители должны отвечать ему уверенно. Нужно всегда быть готовым принять бой, когда ребенок идет на конфликт в открытой форме и не повинуется целенаправленно. В противном случае беспомощность взрослого человека приводит к потере авторитета перед ребенком.
Как только конфликт закончен, необходимо постараться утешить и спокойно все объяснить малышу. Любую конфликтную ситуацию каждый малыш переносит всегда достаточно тяжело, а тем более наказание. Проявляется это в появлении чувства вины, покинутости, растерянности. После наказания нужно обязательно помириться с малышом, обнять его и рассказать о своей любви к нему и о том, что наказывать его вам не доставляет никакого удовольствия.
Нужно ли использовать наказание и как правильно это делать
Наказывать ли ребенка и, если это необходимо, как? Стоит, конечно, помнить, что нельзя требовать от малыша невозможного. Мамам и папам всегда нужно быть уверенными в своих требованиях и в способности ребенка их выполнить. Ни в коем случае нельзя наказывать за поломанную игрушку, которую сами ему дали, иначе внутри него возникает внутренний конфликт, который будет очень сложно разрешить.
Руководствоваться нужно всегда исключительно любовью. Конечно, любой процесс воспитания не может быть без ошибок. Хорошие отношения между ребенком и его родителями строятся главным образом на любви и заботе, ведь только они могут сгладить строгость наказания.
Правильное наказание, по мнению психологов, имеет следующие характеристики:
- Какое бы наказание ни было, главное, чтобы оно не причиняло малышу вреда ни психологического, ни физического.
- Наказывать ребенка нужно обязательно сразу после проступка.
- Наказание должен осуществлять тот из родителей, у которого произошла конфликтная ситуация с малышом.
- Ребенок должен обязательно знать, почему и за что он получает наказание, поэтому ему нужно заранее это объяснить.
- Если наказание было обещано ребенку, оно должно быть обязательно исполнено, иначе у ребенка появляется чувство, что ему все можно (вседозволенности).
- Всегда нужно помнить, что плохой вовсе не ребенок, а тот поступок, который он совершил.
Методы наказания
Способы лояльного наказания ребенка за непослушание:
- По словам психологов, самый действенный метод — это все же отказ от некоторых удовольствий, например, поход в зоопарк или на аттракционы. Однако ребенка нужно обязательно предупредить, если он провинится, то наказание будет выражаться в том, что развлечение будет отменено.
- Еще один достаточно действенный способ — игнорирование, поскольку, как известно, для многих малышей родительское внимание самое важное. Хотя стоит заметить, что многие поступки делаются как раз для того, чтобы привлечь внимание мамы или папы. В этом случае нужно поговорить с малышом и объяснить, что при повторном подобном поведении вы с ним не будете разговаривать до того момента, пока он не попросит прощения. Конечно, у ребенка здесь возникнет желание проверить, действительно ли это так, и, убедившись в правдивости ваших слов, он постарается в последующем избегать подобных поступков.
- Наказание в виде штрафных работ. Если ребенок провинился, ему нужно выполнить определенную домашнюю работу. Например, подмести или вымыть что-либо и так далее. Лучше всего все эти правила оговорить с ребенком заранее.
- Изоляция. Поставить ребенка в угол за проступок для того, чтобы он подумал над тем, что совершил, и сделал определенные выводы и успокоился. Время наказания в данном случае напрямую зависит от возраста ребенка, если чаду 3 года, то ему достаточно 3 минут.
- Наказание посторонним. Чаще всего это очень действенный метод воздействия на ребенка, поскольку критика со стороны совершенно незнакомого человека воспринимается ребенком более остро.
- Самонаказание. Можно позволить ребенку сделать что-то, чтобы он сам понял, что ничего хорошего из этого не получится, например, если он хочет попробовать горчицу, пусть попробует. Однако перед этим необходимо рассказать ребенку о том, что его ждет. В следующий раз ребенок будет уже прислушиваться к словам родителей. Более взрослым деткам можно предложить самим выбрать способ наказания за совершенный поступок.
- Крик. Такой способ нужно использовать только тогда, когда необходимо срочно прекратить какое-то действие, поскольку постепенно ребенок начинает привыкать к повышенному голосу и уже не реагирует должным образом. Бывает, что родители срываются на чадо, и с криками вырываются оскорбления в сторону ребенка, который не понимает, в чем именно он виноват. Однако вместе с этим ребенок запоминает слова и модель поведения, и в последующем в более взрослом возрасте он может выдать все, что запомнил, в адрес родителей. И в этом нет ничего удивительного.
- Запугивание. Достаточно большое количество родителей прибегают к этому методу наказания, однако использовать его нужно с особой осторожностью, поскольку у детей-меланхоликов может развиться драма внутри самого себя.
- Объяснение. В некоторых случаях, например, когда ребенок кого-то обижает или бьет, разъяснительная беседа является обязательной, поскольку нужно объяснить ему, что так делать нельзя. Это самый лояльный метод наказания, однако чаще всего его используют, совмещая с другими. При игнорировании малышом слов родителей можно, например, поставить его в угол. Если ребенок уже достаточно взрослый, то перед тем, как объяснять ему, что он сделал, необходимо спросить у него, почему он совершил тот или иной проступок. К примеру, разобрав часы в доме, ребенок, возможно, не имел цели досадить родителям, а просто хотел понять, как они устроены.
О чем необходимо помнить, применяя наказание?
Необходимо помнить: прежде чем применять такие меры воздействия, как наказание ребенка, нужно предупредить его о том, что за каждый неправильный поступок нужно будет отвечать, тогда у него появляется возможность исправить свое поведение. Обязательное условие заключается в том, что ребенок должен знать, за какой поступок он получает наказание.
Детей необходимо наказывать только по делу, тогда они чаще всего не обижаются, если у родителей просто не выдержали нервы и чадо было наказано несправедливо, необходимо обязательно попросить у него прощения.
Кроме того, всегда необходимо помнить, что наказание обязательно должно быть обоснованным. И если чувствуете, что накричали или шлепнули ребенка без причины, лишь потому, что сдали нервы, ничто не мешает подойти и объяснить малышу свое поведение, попросив у него прощения.
Воспитание является достаточно сложным и ответственным процессом, и подходить к нему необходимо с особой ответственностью, поскольку во многом именно от модели поведения зависит дальнейшее развитие маленького человека как личности. Неправильный подход может навредить и привести к нарушению психики. Если малыш не поддается и продолжает вести себя плохо, и уже нет сил бороться с этим, то стоит подумать об обращении к детскому психологу, который поможет разобраться в любой сложной ситуации и посоветует, как наказывать ребенка в том или ином случае.
Из перечня методов наказания я бы все таки исключила запугивание, это отрицательно влияет на детскую психику. Ну и крик использовать в крайних случаях, когда малыш абсолютно не реагирует на слова старших, или его действия представляют опасность для его жизни или здоровья.
Тема неоднозначная. Порой сложно справиться с нашими детками-конфетками. В большинстве случаев поступаю так: прежде всего ближе подхожу к сыночку, слегка касаюсь его плеча и спокойно объясняю, что так поступать нельзя, как следует поступать. Стараюсь больше объяснять и разговаривать с ним. Причем заметила, почти в любой ситуации (когда ребенок недоволен, обижен, что-то случилось, кричит) выручает контакт с ребенком, просто быть рядом.
Со статьей согласна. Стараюсь прибегать к таким же методам, которые перечислены в данной статье. Но, к сожалению , не всегда получается.
Ребенок в любом случае должен знать что хорошо, а что плохо. Это формируется в его сознании на основании того, как реагируют на тот или иной его поступок взрослые. Не правильно разрешать и запрещать одно и то же действие в зависимости от ситуации.
К характеристикам правильного наказания, считаю необходимо добавить, что наказание ни в коем случае не должно быть при посторонних, а иногда и близких людях (например на улице, на детской площадке, в магазине и т.д.), так как это является унизительным для ребенка. Мы должны уважать чувства маленького человечка.