Читайте в этой статье:
Рассмотрим ситуацию на примере. У Ольги 2 мальчика. Один из них уже в подростковом возрасте, как раз в таком, когда общение между родителями и детьми протекает очень тяжело. Он может кричать, просто орать в любой ситуации, когда ему плохо и когда хорошо. Сын старается ее максимально этим задеть, и кажется, что он испытывает удовольствие от того, что маме это не приносит радости.
Знакомый психолог посоветовал Ольге больше хвалить сына, потому что ему не хватает внимания и поощрений со стороны родителей. Не совсем понимая, как это будет выглядеть — орущий сын и она со своей похвалой, — Ольга все-таки решилась и узнала, как правильно хвалить ребенка. С самого утра мама хвалила его за каждое сделанное дело, а когда он опять начал кричать, выждала момент между криками и вставила похвалу о том, что он сегодня очень тихий. В результате ребенок был сбит с толку и до вечера вел себя хорошо.
Общие понятия психологии
Ребенок, как и его система ценностей, — кусок глины, из которой родителям необходимо вылепить прекрасную скульптуру здорового и умного человека. Поэтому не стоит волноваться, когда чадо начинает вести себя не по всем правилам, а иногда даже показывая ту сторону, которая считается неприемлемой. Необходимо просто вовремя и правильно реагировать, чтобы своим поведением и словом направить ребенка в нужную сторону и дать ему понять, что считается хорошим поведением, а что — плохим.
Основными показателями родительской реакции до сих пор остается похвала и наказание. Но чтобы использовать какой-то из этих методов, нужно знать некоторые простые правила. Похвалить можно так, что ребенок взлетит выше облаков и будет стремиться делать лишь положительные поступки. А ведь можно совершить одно неправильное действие или похвалить не так, как того требует ситуация, и чадо начнет еще сильнее стремиться к проявлению негативных качеств. Особенно это касается детей в подростковом возрасте, поэтому ограничиться одним словом «молодец» в этом возрасте нельзя, ребенок воспримет это как обиду.
Хвалить ребенка нужно так, чтобы от похвалы у него не появилось недоверие к родителям, тревога и тем более неуверенность в себе. Для этого нельзя использовать односложные, ничего не значащие фразы: «Замечательно!», «Умница!», «Ты лучший!». Не следует перегибать палку, иначе ребенок поймет, что похвала сказана для того, чтобы он быстрее отстал. От этого малыш перестает хотеть стать лучше, у него падает самооценка, мотивация и работоспособность.
Виды поощрений
Существует 2 способа поощрений: с помощью оценочной или описательной похвалы. Оценочная похвала — это неопределенная форма выражения своих чувств, которая является неэффективным методом, а иногда и слишком преувеличенным. Сюда входит любая фраза, которую можно применить к абсолютно любому действию ребенка. Ребенок съел свою нелюбимую кашу или прибрался у себя на полке без напоминания, мама оценивает: «Невероятно!».
А вот описательная похвала даст четкое понимание, что именно ребенок сделал правильно и как это понравилось родителям. Главное, замечать не только самые хорошие поступки, но и просто правильные или отметить, что ничего плохого ребенок сегодня не натворил. Описательная похвала должна быть оправданной и ежедневной, тогда ребенок будет стремиться к очередной порции поощрения. У него будет сформировано четкое понимание того, что от него требует и что приносит удовольствие его родителям, а параллельно и ему самому. Это как раз то время, которое родитель будет уделять своему чаду, да еще и с положительными комментариями.
Например, сын не может или не хочет учить домашнее задание и уже просит проверить его, в результате на половину вопросов он не знает правильные ответы. Родители должны использовать описательную похвалу и сказать ему: «Ты ответил на большую часть вопросов в домашнем задании, несмотря на то, что на некоторые вопросы ты не знал ответы. Мы уверены, что ты хочешь хорошо учиться и сможешь поставить перед собой цель выучить весь материал и ответить на все вопросы».
Описательная похвала
Некоторые родители задумываются, как хвалить ребенка, особенно если он неправильно что-то делает. Ответ прост — всегда и во всем замечать положительные стороны, не забывать их комментировать, а если хороших поступков за день проделано мало, указать на отсутствие плохих или на их небольшое количество. Во всех словах должна быть конкретика, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, а за что ругают. Описательная похвала, озвученная несколько раз за день за каждое доброе дело, — стимул к хорошему поведению.
Если ребенка постоянно правильно хвалить, он не будет делать поступки только для получения порции поощрения, наоборот, у него появляется стимул к хорошему поведению, а потом это входит в его жизнь как норма. Он будет делать так, потому что это правильно, потому что его совесть заставляет так поступать. Взрослея, дети будут пользоваться здравым смыслом, и заученный с детства рефлекс хорошего и правильного поведения будет срабатывать автоматически без просьбы похвалы со стороны взрослых.
Правила составления поощрительной фразы
Как хвалить, когда дети, поощренные оценочной похвалой, перестают верить родителям и стремятся делать все наоборот, а когда мама или папа начинают их хвалить описательно, они делают еще хуже? В этом случае не стоит останавливаться, необходимо продолжать, чтобы ребенок понял любовь и старания родителей, свыкся с мыслью, что его тоже могут хвалить. Составить правильно фразу поможет включение в предложение проявленного качества ребенка (сотрудничества, щедрости, честности, самоконтроля и пр.). Например, мальчику, который постоянно кричит, мама должна сказать: «Ты не кричишь целых 5 секунд, а это уже проявление самоконтроля. Ты практически научился контролировать свои эмоции, а это не всем удается, потому что для этого нужно быть сильной личностью».
Хвалить ребенка лучше, начиная предложение с фразы: «Мы заметили…», «Ты не забыл, что…», «Сегодня ты ни разу …», «Теперь ты обычно …», «Мы слышим тебя …» или «Ты…». Но ни в коем случае нельзя хвалить взрослую 12-летнюю дочь за то, что она смогла сама надеть носки или почистить зубы. Это обидит девочку, так как она в том возрасте, когда это уже вошло в привычку.
Если есть необходимость исправить поведение детей, лучше правильно выбрать пару моментов и в течение месяца применять описательную похвалу к этим действиям. Положительные моменты отмечайте предложениями с похвалой, а негативные — похвалой за отсутствие плохого поведения в минимальном промежутке времени (10 секунд, полчаса). Хвалить нужно не меньше 10 раз в день, это будет стимулировать родителей, не забыть о похвале на следующий день, после принятия такого решения.
Как не нужно делать
Неправильно хвалить детей за те действия, где они не проявили усилий. Нельзя хвалить без причин, к этому дети очень быстро привыкнут, потому что им ничего не пришлось делать. Такое поведение родителей вызовет кучу негативных личностных характеристик, таких как эгоцентризм, ревность, обидчивость, подозрительность. Никогда не ставьте в пример одного ребенка другому, особенно когда первому в силу его способностей легче заслужить похвалу в этой области, чем второму ребенку. За такие неосторожные сравнения дети начинают ненавидеть того, у кого все получается, и у них автоматически снижается мотивация к действию. Это серьезный вред детской психике.
Главное, чтобы похвала не была чрезмерно частой или неискренней. Нельзя хвалить за одно действие 2 раза. Описывать поощрение необходимо за конкретно проделанное дело или за поступок, но ни в коем случае не хвалить личность ребенка, это поставит его в своих глазах на некий пьедестал. Не нужно забывать про возраст ребенка, чтобы не обидеть его несоответствующей похвалой.
Последствия чрезмерной похвалы
Чтобы дети не потеряли интерес к действию, необходимо знать, как правильно хвалить. Чрезмерное употребление неправильных предложений с поощрениями обидит ребенка или направит на получение хвалебных речей, но никак не на результат работы. Это может привести и к тому, что родители, забыв в очередной раз похвалить ребенка, услышат в ответ замечание о проделанной работе и отсутствии поощрения. Неправильное отношение родителей к поощрениям часто вызывает снижение мотивации, дети перестают радоваться успехам, потому что родители с криком «Молодец!» начинают его бурно и эмоционально хвалить. А всего-то было достаточно описать действие ребенка и порадоваться вместе с ним.
Как правильно похвалить, родителю должно подсказать сердце и личные чувства, чаще ставьте себя на место ребенка, что бы вам хотелось услышать в этот момент. Главное, чтобы ни родители, ни дети не манипулировали друг другом с помощью поощрений. Все должно происходить естественно, без наигранности и фальши. Во всем должен в первую очередь быть здравый смысл, а потом уже родительская любовь, чтобы не навредить своему чаду и воспитать трезвомыслящего человека без вороха комплексов с детства.
Абсолютно согласна. Хвалить ребенка нужно даже за маленькие дела, которые он совершил. Это развивает в нем уверенность и способствует к дальнейшим положительным свершениям. Ему захочется делать добрые поступки. Даже критика должна пересекаться с похвалой. Но, главное не переусердствовать.
Я стараюсь воспитывать свою дочь в строгости, не позволяю ей многого (есть печальный пример в семье сюсюканья и потакания), но на похвалу никогда не скуплюсь. Обязательно поощряю помощь по хозяйству, хотя ей всего 4,5 года. По-моему нужно поощрять добрыми и ласковыми словами, а не конфетами и игрушками, так-как ребенок начнет просто «зарабатывать» . Сейчас моя девочка, после уборки своих игрушек говорит: «Правда , мамочка, я умница и помощница?!» — «Правда!!!», говорю я и обязательно целую.
Я раньше думала, что хвалю своего сына, и это хорошо. А оказалось, что неправильно да еще и во вред получается. Здесь https://materinstvo2.com/kak-pravilno-hvalit-rebenka/ прочитала подробно как правильно хвалить, очень познавательно для меня было, есть над чем задуматься.