Развитие самостоятельности у детей

Все дети рано или поздно вырастают, а вместе с ними растёт их независимость и самостоятельность. Первые шаги к самостоятельной жизни связаны с попытками ползания, ходьбы, а потом и самообслуживания, принятия важных решений. Искренность, присущая малышу, со временем вытесняется здравым смыслом. Вот и жалеют родители о том, что дети так быстро выросли и не нуждаются в них как раньше.

Однако существует и обратная сторона медали – многие родители искореняют самостоятельность в малыше собственными руками. Так, ради экономии времени часто можно видеть ситуации, где мама (папа, бабушки, дедушки) делают за кроху все – кормят, одевают, причёсывают. Что получают в результате мама и папа – инфантильного малыша и как следствие, безынициативного уже взрослого человека. Чрезмерная опека приводит к тому, что повзрослевший ребёнок требует большего, а отдача при этом минимальная. Сетовать в таких случаях на других – воспитателей, учителей, друзей – уже не стоит.

Как воспитать самостоятельность в ребенке?

Главное правило воспитания самостоятельности в малыше – психологический настрой родителей. Так, им придётся терпеливо ждать, пока ребёнок выполнит что-то сам, смиренно застирывать запачканную одежду, отмывать посуду, столик для кормления, иногда – обои и плитку на кухне, чтоб ребёнок научился самостоятельно принимать пищу. Знайте, что все усилия не пройдут даром и детское раннее самообслуживание снимет с вас множество функций и освободит время для себя. Кроме того, не обращайте внимание на высказывания окружающих — «он (она) ещё маленькие», «он (она) не сможет» — лучше рано, чем поздно.

Итак, папа и мама должны быть в курсе, что к одному году малыш вполне может есть ложкой без чьей-либо помощи. В возрасте полтора года ребёнка следует начинать учить одеваться. Для того чтоб малыш все делал правильно – показывайте порядок действий на собственном примере, можно, используя игровую форму — приобщая кукол, солдатиков, мягкие игрушки в качестве эксперимента. Помните, что вы делаете правое дело, а здесь крики и торопливость неуместны, запаситесь терпением, будьте щедры на похвалы, поддерживайте верные и чуточку неуклюжие начинания крохи.

Если ребёнок чему-то обучился уже (например, одеваться самостоятельно) – не делайте это за него, даже когда куда-то опаздываете. Задача родителей – организовать все так, чтоб это способствовало максимальному раскрытию способностей чада.

К двум годам у малыша уже сформируется определённый уровень самостоятельности и ответственности. Это больше будет напоминать жадность – чувство собственности по отношению к игрушкам, предметам быта, столовым приборам и т. д. Самое время приучать кроху к уборке «его» вещей, не поощрять разбрасывание их по комнате. Лучший вариант – вначале вместе с ним в форме игры собрать и положить на место, подчёркивая каждое действие.

Очень важно не решать за ребёнка даже мелочные вопросы. Вовсе не сложно предложить малышу сделать выбор (например, омлет или кашу он будет на завтрак, а на прогулку предложить одеть голубые или белые колготки и т. д.). Поощряйте инициативу в крохе, в более зрелом возрасте это залог успеха. Также стоит учитывать мнение ребёнка в других вопросах – во что поиграть, какую книжку почитать, куда пойти погулять и т. д. Однако если фантазия малыша будет неиссякаемой, а выполнение того или иного желания невозможно, нужно спокойно объяснить в чём причина отказа.

Дайте ребёнку немножечко инициативы, похвалите, поощряйте все начинания, не заставляйте делать насильно и тогда в скором времени вы не узнаете в малыше того беспомощного кроху. Самостоятельность непременно придётся малышу по нраву, другой вопрос – чем заняться взрослым, так привыкшим опекать малыша.

Оставить комментарий