Развитие памяти и интеллекта у детей дошкольного возраста

Бытует мнение, что ребенок дошкольного возраста должен отдыхать, набираться сил, расти здоровым и веселым, а нагружать его развивающими занятиями необязательно, поскольку в школе его и так всему научат. Это в корне неверное. Развитие памяти у детей дошкольного возраста влияет на их дальнейшие способности в учебе, работе. К тому же большинство необходимых знаний малыши получают во время игры, поэтому процесс обучения проходит весело и приятно для них. Даже развитие математических способностей можно обыграть таким образом, что и ребенок, и родители получат истинное удовольствие и проведут отлично время. Зато польза от таких занятий огромная. Ведь не зря некоторые школьники на лету схватывают новый материал по всем предметам, легко делают домашнее задание, любят ходить в школу, а другим учеба дается крайне сложно. А исправить ошибки, допущенные в раннем детстве, потом крайне трудно.

Особенности детской памяти

Чаще всего детям не приходится прикладывать значительных усилий для того, чтобы выучить стихотворение или песенку. Это связано с тем, что развитие памяти начинается очень рано. При этом объем информации, который может запомнить ребенок, настолько велик, что, как многие специалисты утверждают, в дальнейшей жизни этот показатель способен только уменьшаться. В младенчестве память неотделима от восприятия мира, является частью его. И только в тот период, когда родители или воспитатели начинают ставить перед малышом какие-то задачи, для выполнения которых нужно вспоминать ранее пережитый опыт, происходит полное включение всех процессов памяти. Обычно это начинается в возрасте 2-3 лет.

Соответственно, для развития логического мышления и памяти критично важно общаться с ребенком, задавать ему вопросы, позволять ему высказывать свои мысли, впечатления от прогулки, похода в магазин и тому подобное. В этом контексте полезно у ребенка вечером спрашивать о том, чем он занимался утром. Это помогает ребенку также познавать язык, пополнять словарный запас. Он начинает повторять за взрослыми слова, словосочетания, стихи. Порой смысл сказанного для самого малыша непонятен. Это говорит о том, что память и воспроизведение пока что остаются лишь инструментами познания родного языка.

девочка с книгами

Основной способ коммуникации — мимика, жесты, звуки, интонации. В этот период основой процесса запоминания малышом информации является рифма и ритм. Именно поэтому развитие памяти у детей предполагает изучение простых стишков, четверостиший. Чем мелодичнее и звучнее произведение, тем для малышей проще его запомнить. Невозможность уловить связь между понятием и его значением ограничивает развитие математических способностей на данном этапе.

Изменения памяти на разных этапах дошкольного возраста

В самом начале среднего дошкольного возраста, то есть в 4 года, запоминание происходит все еще непроизвольно, обычно этот процесс является частью другого вида деятельности. Но это не означает полную механичность процесса, определенная степень интерпретации материала все-таки присутствует. Ребенок уже начинает выделать более важные элементы на фоне второстепенных. На развитие внимания у детей дошкольного возраста в этот период очень благотворное влияние имеет литература. Это касается не только слушания и пересказывания, что очень полезно, но и в сопереживании героям, интереса к их судьбам. Более того, ребенок мысленно действует либо вместе с героями, либо ставит себя на место какого-то персонажа. Таким образом, происходит активное развитие логического мышления. Не зря чтение перед сном — это обязательный ритуал уже для которого поколения. Оказывается, что это не только помогает быстрее уложить ребенка спать, но также влияет на интеллектуальное развитие.

В этом возрасте перед родителями стоит очень важная задача — интегрировать развитие логического мышления, памяти, внимания в разные игры. Только так умственная деятельность малыша будет наиболее активной и восприимчивой к новой информации. Эта закономерность сохраняется в среднем до 5-6 лет. Основной механизм запоминания во время игры заключается в том, что ребенку требуются определенные знания для выполнения своей роли. Таким образом, мотив смещается с «запомнить и воспроизвести» на «запомнить с определенной целью». Поэтому максимальное интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста происходит во время именно ролевых игр: игра в магазин, больницу, школу, работу, дочки-матери и т.д.

игра для развития памяти ребенка

Несмотря на то что у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное запоминание информации, интеллектуальное развитие малыша требует и тренировки опосредственной памяти и внимания. Как показывают многочисленные исследования, дети намного эффективнее запоминают информацию, если могут ее осмыслить, понять, осознать. Соответственно, чем больше ребенку объяснять, толковать, тем лучше у него тренируется память. Но не стоит ожидать от ребенка, что он сразу начнет все понимать, запоминать и повторят.

Как дошкольники запоминают и воспринимают слова?

Существует 3 стадии восприятия дошкольником слова:

  • Ранний дошкольный возраст (до 3 лет). Ребенок не в состоянии связать между собой слово и понятие, которое оно обозначает.
  • Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Ребенок способен установить связь между словом и понятием только в штучно созданной ситуации. В естественной среде он пока что этого сделать не сможет. Развитие математических способностей в этот и предыдущий периоды невозможны.
  • Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Уровень, которого достигает развитие логического мышления малыша, позволяет ему уже и в естественной обстановке оперировать словом как средством организации запомненной информации. И это становится для него привычным.

Таким образом, дошкольники лишь в возрасте 6-7 лет могут совершать действия, требующие логического осмысления. Соответственно, развитие математических способностей у детей дошкольного возраста на уровне решения задачек возможно только в этот период.

Особенности развития математического мышления

Развитие математических способностей, ровно как интеллектуальное развитие детей и развитие логического мышления в частности, очень важны для полноценного ощущения картины мира. Ведь это касается не только непосредственно умения считать и решать примеры. Говоря о ребенке, в первую очередь важны ощущение времени, размера, формы, количества предметов. Развитие математических способностей предполагает углубление познавательной деятельности, дополнение его картины мира. Конечно, чтобы сделать эти знания доступными и понятными, их нужно также преподносить в форме игр. Немаловажно развить у дошкольника и интерес к точным наукам, так ему будет проще и интереснее одолевать школьную программу.

 ребенок учится считать

Ошибочным является мнение, что перед началом учебы в школе необходимо исключительно познакомить ребенка с цифрами, сложением и вычитанием. Эти знания пригодятся максимум в первые несколько месяцев учебы. Развитие математических способностей намного рациональнее проводить в контексте формирования умения мыслить продуктивно. Это означает, что малыш должен уметь самостоятельно выполнять мыслительные действия и делать логические заключения. Отсутствие этого навыка очень быстро приведет к проблемам с математикой в школе, в результате чего делается вывод, что у ребенка гуманитарный склад ума. Чтобы не допустить этого, важно общее интеллектуальное развитие и развитие логического мышления гармонично совмещать.

Развитие логического мышления происходит через игры, в которых ребенку нужно решить какую-то проблему, найти необычный выход из какой-то ситуации. Это, к слову, вызывает огромный интерес у детей. В процессе игры ребенок начинает понимать, что в определенных ситуациях надо сконцентрировать свою умственную деятельность на чем-то одном, начинают чувствовать «подвох» некоторых задач.

Для детей старшего дошкольного и раннего школьного возраста очень интересны и полезны будут задачки, к примеру: У трех сестричек есть по 1 брату, сколько всего деток в семье? Ответ: 4. Такие забавные задания как нельзя лучше направлены на развитие математических навыков.

Таким образом, родителям стоит заботиться не только о физическом здоровье своих деток, наиважнейшую роль играет и полноценное интеллектуальное развитие своих чад. На первый взгляд может показаться, что набираться навыков, умений, способностей ребенок начинает во время учебы в школе. Конечно, поступив в 1 класс, школьник начинает посягать азы математики, родного языка, природоведения и других базовых школьных предметов. Но основы его способностей, умения мыслить логично, впитывать новую информацию с возможностью использовать ее закладываются с самого рождения. Главный инструмент для этого — игры. Это правило распространяется и на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста. Чем больше ребенок играет, тем лучше у него развивается логика и образное мышление. Хорошо подготовленному малышу будет проще адаптироваться к школе, занятиям и умственным нагрузкам.

Оставить комментарий