Развлекательная пальчиковая гимнастика

Сегодня каждая мама, заботящаяся о всестороннем и гармоничном развитии своего малыша, знает, что в процессе воспитания гения не обойтись без всевозможных развивающих занятий. При всем многообразии предлагаемой продукции самым простым, доступным и наиболее надежным вариантом была и остается пальчиковая гимнастика для малышей.

Предназначение пальчиковой гимнастики

Суть пальчиковой гимнастики состоит в обыгрывании какой-либо ситуации с помощью массажа или гимнастики для пальцев. Чаще всего все истории, используемые в гимнастике для малышей, написаны в стихах, рифмовка которых очень нравится детям, вызывает живой интерес к игре и поощряет желание скорейшего заучивания полюбившейся истории. Даже малыши отлично воспринимают рассказ-демонстрацию мамы и охотно агукают и улыбаются в ответ. Дети 2-3 лет, даже если не могут еще самостоятельно озвучить игру, очень точно и правильно способны показывать все элементы без подсказок взрослых, для этого достаточно несколько раз повторить рассказ. Благодаря такому роду игр ребенок всячески развивает сенсорные впечатления, внимательность и учится сосредоточиваться.

пальчиковая гимнастика

Основное предназначение пальчиковой гимнастики — переключение внимания и развитие мелкой моторики, которое осуществляется на начальных этапах путем подражания действиям взрослых. Движение пальцев рук имеет тесную взаимосвязь с речевой функцией, поэтому правильная координация движений оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. При сопровождениидвижений пальцев повторением рифмованных строчек занятных потешек у детей формируется правильное произношение звуков, совершенствуется память, вырабатывается умение говорить четко и быстро, согласовывая речь и движения.

Особой популярностью пользуется пальчиковая гимнастика для детей, сопровождаемая стихами или пением, что позволяет проводить занятия эффективнее и интереснее, побуждая тем самым детей к творчеству и придумыванию своих новых движений, за которые обязательно следует хвалить ребенка. Для развития фантазии у малышей можно надеть на пальчики различные колпачки или разрисовать подушечки пальцев смешными рожицами, обыгрывая ситуацию. Главное, чтобы детям нравилось и они получали максимум пользы, а занятия были для них в радость, потому что гармоничное психологическое развитие — прежде всего.

Регулярные занятия делают пальчики малыша более гибкими и послушными, постепенно подготавливая руку ребенка к держанию бутылочки, ложки, рисованию, а позже и к письму. Учат ориентироваться в пространстве и различать вправо/влево, вперед/назад, вверх/вниз. На сегодняшний день научно обоснован тот факт, что речевое развитие детей необходимо стимулировать через тренировку пальцев рук.

Особенности занятий пальчиковой гимнастикой для детей разных возрастов

Тренировать пальцы необходимо с самого раннего возраста. Наиболее простым вариантом тренировки-гимнастики для малышей могут служить всевозможные поглаживающие движения, постукивания подушечками пальцев, круговые движения по ладони, растирания. Воздействуя на кисти рук ребенка, вы массируете огромное количество точек, отвечающих за различные органы человека, делая тем самым вашего малыша более здоровым.

Рука грудничка

У грудничков с самых первых дней жизни руки постоянно сжаты в кулачки, но если их разжать и поместить туда свой палец, можно почувствовать, с какой силой малыш его сожмет — срабатывает хватательный рефлекс. Стимулируя частое действие этого рефлекса, взрослые способствуют скорейшему эффективному эмоциональному и интеллектуальному развитию малыша.

По мере взросления ребенка усложняется и характер игр. Так, с 6-7 месяцев малышей начинают знакомить с потешками: небольшими рифмованными стишками. При этом дети воспринимают игру с одной рукой, а вот к 3 годам формируется умение играть двумя руками. Наиболее популярные и хорошо известные каждому из нас народные игры-потешки для самых маленьких — «Сорока-белобока», «Ладушки».

Детям 2-3 лет можно предложить в виде гимнастики застегивать и расстегивать пуговицы, замки, переливать воду из одной емкости в другую, завязывать и развязывать узелки. Для лучшего развития тактильных ощущений можно высыпать в емкость крупу и спрятать в ней разные игрушки: пуговицы, колпачки от ручек, крышки. Ребенок с удовольствием будет пересыпать крупу между пальцами и отыскивать спрятанные в ней вещи.

ребенок и пуговица

Для детей 3-5 лет время длительности гимнастики следует увеличить до 10 минут, стараясь при этом организовать процесс так, чтобы массаж ребенок делал уже самостоятельно.

Для детей дошкольного возраста отличным вариантом пальчиковой гимнастики будет выполнение всевозможных фигурок из пальцев. Это может быть просто выполнение фигур или игра в театр теней, а если позволяет фантазия взрослого, то можно рассказать целую историю, сопровождая ее демонстрацией фигур из пальцев. Интерес детей гарантирован, ведь это так увлекательно — самому придумывать, экспериментировать и показывать разные интересные рассказы. Играя таким образом, ребенок проводит время интересно и с огромной пользой для себя, здесь уже присутствует развитие не только мелкой моторики, речи, но и воображения, а это весьма важный момент развития дошкольников.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников имеет огромное значение, поскольку призвана повысить двигательную и координаторную активность детской руки, подготовив ее тем самым к письму. Чем регулярнее будут занятия, тем легче и успешнее ваш ребенок научится писать.Некоторые ученые отмечают, что занятия пальчиковой гимнастикой оказывают влияние даже на почерк ребенка.

Основные этапы проведения пальчиковой гимнастики

Подготовительный процесс в этом случае очень важен, и правильная организация всегда будет залогом успешного воспитания.

  1. Прежде всего, взрослому перед занятием следует потренироваться самому, чтобы во время занятия все прошло отлично.
  2. Не рекомендуется выполнение гимнастики холодными руками, так как это может вызвать дискомфорт и неприятные ощущения у ребенка, что приведет к отказу от занятий в дальнейшем. Для того чтобы согреть руки, можно вымыть их теплой водой или просто растереть друг о друга.
  3. Перед игрой лучше всего ознакомить ребенка с персонажами, которые будут в ней встречаться. Для этого можно использовать иллюстрации книжек или мультфильмы.
  4. Детям в 1,5 года рекомендуется проводить игру как пассивную гимнастику, то есть все движения выполняются взрослым. Малышам старшего возраста можно уже предложить заниматься совместно.
  5. Занимаясь увлекательной пальчиковой гимнастикой в стихах, обязательно выдерживайте паузы, играйте голосом и используйте возможности мимики на 100%. Это очень ценят дети.
  6. Сначала выбирайте несколько небольших игр. Выучив их, переходите к следующим, не зацикливайтесь на одних, обязательно двигайтесь вперед, постепенно усложняя игры и увеличивая их длительность.
  7. Выполняя пальчиковую гимнастику, помните, что руки отвечают за разные полушария мозга. Поэтому позанимавшись одной рукой, перейдите к занятиям на другой, вовлекая со временем в процесс обе.
  8. Пальчиковая гимнастика для детей до 3 лет по длительности не должна превышать 10-15 минут, иначе они устанут и потеряют интерес. В день можно проводить 2-3 занятия.
  9. Никогда не принуждайте ребенка к занятиям и обязательно пытайтесь выяснить истинную причину отказа.

Правильно организованная пальчиковая гимнастика для детей станет увлекательным и полезным действом для вашего ребенка, поможет пробудить фантазию и творческие задатки, стимулировать самостоятельную речевую деятельность и выступит основой будущего эстетического воспитания.

Оставить комментарий