Развитие ребенка до года по месяцам: основные этапы

Развитие ребенка до года по месяцам идет очень динамично. То, о чем вчера нельзя было и подумать, сегодня становится обычным делом. Никогда уже в жизни человек не будет расти, учиться и взрослеть с той же скоростью, как сразу после рождения. Родители, особенно молодые, часто теряются, не зная, соответствует ли норме развитие ребенка по месяцам или имеется отставание. Этот вопрос очень важен. Итак, как происходит развитие ребенка до года?

Удивленный малыш

1 месяц: адаптация к жизни

Большую часть времени малыш спит. Масса впечатлений, хлынувших на нервную систему, быстро утомляют, не говоря уже о силе тяжести, с действием которой грудничок познакомился после рождения. У малыша еще проявляются эмбриональные привычки: он складывает ручки и ножки в позе зародыша. Если их целенаправленно развести в стороны, после младенец все равно примет привычную позу.

Зрение для грудного ребенка в новинку, в этот период он еще не умеет управлять глазными мышцами, поэтому глаза часто будто «косят». Удаленные предметы малыш пока видит плохо, но близкие объекты — не далее четверти метра — уже довольно хорошо. Лицо склонившейся над ним матери при кормлении как раз попадает в эту зону.

Ребенку один месяц

Периодически грудничок шевелит ручками и ножками — быстро двигает конечностями, пока еще не вполне целенаправленно. Периоды активности сменяются периодами покоя — устают дети раннего возраста быстро.

На 3 неделе ребенок научается выделять человеческие голоса из множества посторонних шумов. В ответ на голос обычно замирает — прислушивается.

Общая активность носит чисто рефлекторный характер: голодный ребенок плачет, сытый — дремлет (иногда перед этим проявляет двигательную активность). В ответ на дискомфорт или удовольствие кряхтит или хмыкает.

2 месяца: улыбка и гуление

Ребенок уже адаптировался к самостоятельному существованию. Лица взрослых, особенно матери, вызывают улыбку. Интересные объекты заставляют его сконцентрировать внимание на 5-10 секунд. Малыш пытается следить взглядом за перемещением игрушки. Движения конечностей становятся более скоординированными. На ровной поверхности малыш пытается приподнять головку и может держать ее около 10 секунд.

Явно усиливается реакция ребенка на человеческую речь: малыш уже не просто прислушивается к ней, а поворачивает голову и пытается разглядеть говорящего.Малыш кушает

Речевая активность выходит за уровень рефлекторной — начинается гуление. В этот период развития в издаваемых младенцем звуках можно расслышать отдельные вокализации — «уа», «агу» и т.п. В целом развитие речевой активности детей раннего возраста проходит определенные фазы: после чисто рефлекторных звуков возникает гуление, оно сменяется лепетом, к которому после накопления опыта добавляются звукоподражания, сменяющиеся уже настоящими словами. Эта последовательность характерна для всех детей раннего возраста. Но в 2 месяца малыш только начинает гулить. К рефлекторным плачу и крику в качестве способа общения добавляются улыбка, поворот головы и отдельные возгласы.

3-4 месяца: узнавание и лепет

В четверть года малыш улыбается или хмурится, издает вокализированные звуки при виде знакомых людей или предметов. Сильную реакцию у детей раннего возраста вызывают игрушки контрастных цветов: зрение ребенка еще плохо различает близкие оттенки (вроде желтого и оранжевого), но яркий контраст фиксирует вполне четко. За такими игрушками малыш следит при перемещении, пытается схватить их и положить в рот.

Ребенок различает голос разной модуляции, ласковый тон отличает от строгого. Начинает реагировать на разные звуки, не только на речь. Пытается рассмотреть источник шума: поворачивает голову, иногда даже пытается сесть, особенно если взрослый оказывает в этом помощь. На животе удерживает голову до полуминуты, в вертикальном положении — 10-15 секунд.

В 4 месяца уровень развития грудного ребенка позволяет ему уверенно отличать знакомых людей от незнакомых. Знакомым малыш улыбается, тянет к ним руки.Удивленный малыш

Лежа на животе, грудничок уверенно приподнимается, опираясь на локти, держит голову 30-40 секунд. В вертикальном положении — 20-30 секунд. Предпринимает первые попытки переворачиваться со спины на живот — обычно неудачные. Может более или менее уверенно сидеть при помощи взрослого.

Умеет внимательно следить за перемещениями предмета 15-20 секунд. Действия с игрушками становятся целенаправленными, хотя пока еще грубыми: взять, облизать, постучать, бросить.

Что касается речевых навыков, то теперь развитие ребенка до года входит в новую фазу: гуление переходит в лепет. Ребенок научается произносить повторяющиеся слоги «ма-ма-ма», «па-па-па» и т.п. Вполне уверенно реагирует на свое имя. Возникают предпочтения в общении — обычно с мамой малыш общается наиболее охотно. Появляются и явно любимые игрушки.

5-6 месяцев: потребность в общении и звукоподражании

На этом этапе для грудного ребенка свойственно самостоятельно проявлять инициативу в общении: он привлекает внимание лепетом, протягивает ручки, улыбается и т.п. Если на его попытки не реагируют — хмурится или плачет. В общении проявляет широкий диапазон реакций: смех, улыбка, настороженное выражение и т.д.

Действия с предметами становятся разнообразнее и точнее: ребенок тянется к игрушке, берет ее, рассматривает или пробует на вкус, стучит ей, отбрасывает, снова пытается взять. Начинает активно изучать себя и свои физические возможности: пожимает одну руку другой, исследует свое тело.

Переворачивается со спины на живот, пытается ползать — подтягиваться на руках. Пытается переворачиваться с живота на спину. Предпринимает попытки самостоятельно сесть — иногда успешные.

В полгода ребенок уверенно узнает всех домочадцев, активно реагирует на их появление. При слежении за игрушкой может поворачиваться всем телом. Играет: переставляет предметы с места на место, перекладывает из одной руки в другую.

Ребенок играетСамостоятельно сидит, попытки ползать становятся более частыми и более успешными. Может подползти на небольшое расстояние к интересующему предмету (не более полуметра). Может встать, держась за руки взрослого или за опору (прутья кроватки).

Реагирует на зов по имени, может попытаться подползти к взрослому в ответ. В лепете появляются осмысленные звукоподражания: копирует тон речи взрослого, иногда — отдельные простые слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав» и т.д. тоже появляются в этом возрасте. Следует помнить, что развитие детей до года по месяцам идет плавно, и не всегда удается отличить раннее звукоподражание от простого лепета.

Проявляется осознание элементарных причинно-следственных связей: свет зажжется после нажатия на выключатель, игрушка падает, если ее толкнуть.

7-8 месяцев: слово «нельзя» и передвижение вдоль опоры

В 7 месяцев ребенок сильно привязан к матери — радуется при ее появлении, расстраивается после ее ухода. Понимает основные слова — названия предметов и игрушек, имена членов семьи, смысл слова «нельзя», некоторые глаголы — «кушать» и т.п.

В этот период для детей раннего возраста характерно освоение многих двигательных навыков. Они уже умеют садиться и сидеть, вставать, держась за опору, свободно ползают в любом направлении. Умеют есть с ложечки и пытаются пить из чашки. Выполняют сложные игровые движения с игрушками — вставить одну в другую, поставить несколько друг на друга. В лепете широко используют звукоподражания.

Развитие ребенка уже позволяет ему легко ориентироваться в знакомом помещении. Он может указать, где находится предмет (кивком или жестом). Любит рассматривать яркие картинки, переворачивает страницы в детских книжках (иногда неаккуратно), любит тактильные пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки»).Задумчивый малыш

Для детей раннего возраста (8 месяцев) свойственно очень болезненно переживать разлуку с родителями, с мамой — практически всегда: они капризничают, расстраиваются, когда входит не мама. Начинают преувеличенно бояться громких звуков (гром, сирена, крики): плачут, но иногда успокаиваются, если узнают причину шума.

Малыш легко сидит и встает вдоль опоры, ходит вдоль опоры приставным шагом. Опираясь на руки взрослого, может также идти вперед. Ориентируется в пространстве в пределах квартиры.

Может выполнять простые поручения и просьбы: подать что-то, принести и т.д. Теперь в играх преобладают не манипулятивные, а соотносящие действия: надеть кольца пирамидки на стержень, закрыть крышкой коробку. Охотно танцует, хлопает в ладоши, топает.

9-10 месяцев: «личный язык», «дай!» — первое слово

В три четверти года малыш активно проявляет свое отношение к тому, что происходит вокруг. Расстраивается, если мама одевается (собирается уходить), возмущается при неприятных процедурах (вроде стрижки ногтей) — плачет, вырывается.

Быстро ползает, свободно ходит, держась за опору. Изучает интересующие его предметы. Иногда пытается до них дотянуться, но боится выпустить опору и из-за этого плачет. Осознает действие плача: начинает манипулировать взрослыми плачем, криком, показным расстройством пытаясь добиться своего.

Лепет и звукоподражания обретают устойчивость — формируется «личный язык» ребенка, обычно понятный для родителей, но не для других людей. Этот «язык» постепенно обогащается.

Малыш начинает очень хорошо ориентироваться в квартире, обращает внимание на изменения в обстановке. Прекрасно знает, где его игрушки, запоминает, куда взрослые прячут интересные предметы, пытается их самостоятельно достать по мере возможности. Старается самостоятельно есть, проявляет активность в одевании. И то и другое — обычно неудачно.

Мама и малышВ 10 месяцев ребенок начинает в общих чертах понимать окружающую обстановку, начинает прислушиваться и присматриваться к действиям людей, подражает им. Моет пол/посуду вместе с матерью, имитирует другие действия. Лепеча, пытается подражать интонации взрослых.

Малыш знает, как обращаются с разными предметами, и в играх это демонстрирует: из стакана — пьют, машинку нужно катать и т.д. Быстро ходит, почти бегает, но все еще держится за опору. Иногда делает первые попытки в ходьбе без опоры, но через 2-3 шага возвращается или падает. Умеет залезать на невысокие предметы. Может попробовать вылезти из манежа, кроватки. Любит танцевать под музыку или пение: раскачивается, притопывает, прихлопывает.

Прогрессирует мелкая моторика: может удерживать пальцами рук сразу несколько мелких предметов. Только сейчас развитие детей раннего возраста позволяет говорить о начальном овладении истинной речью: появляются слова типа «дай», «ам-ам». Обычно «дай» и становится первым осознанно произнесенным словом (более чем в половине случаев).

11 месяцев: «хорошо» и «плохо»

В 11 месяцев малыш стремится к самостоятельности: есть ложкой без помощи родителей, ходить, одеваться и т.д. Умеет выражать согласие и несогласие жестами (киванием и отрицающим качанием головы). Знает, что надо делать при прощании (помахать рукой), при встрече (обняться, пожать руку).

Девочка в платье Любит рассматривать цветные картинки в книжках, играть с говорящими игрушками и слушать музыку. Часто может выполнить связанные с этим элементарные действия (нажать на кнопку включения плеера или радиоприемника).

Эмоционально реагирует на события в семье: приходящих гостей, новые предметы мебели, новые игрушки. Начинает давать моральную оценку происходящему: осознает, когда поступает правильно или неправильно, обижается, когда его ругают (реагирует не на тон, а именно на слова), радуется, когда хвалят. Обычно старается действовать правильно.

Лепет начинает превращаться в подобие слов, хотя все еще малопонятных посторонним.

12 месяцев: ходьба

Развитие ребенка до года подошло к важнейшей фазе: дети раннего возраста в 12 месяцев обычно уже ходят и бегают самостоятельно — без опоры. Могут поднять что-то с пола, присесть и после снова встать, умеют перешагивать через небольшие препятствия и обходить большие.

Малыш бегает

Развитие детей раннего возраста в год позволяет им пытаться правильно собрать пирамидку, проталкивать фигуры в прорези и выполнять другие подобные игровые действия. Обычно дети могут более или менее успешно самостоятельно есть — черпать ложкой из тарелки (пока еще весьма неаккуратно), пить из чашки, держа ее двумя руками.
Малыш выполняет более сложные просьбы, чем раньше: может пойти, найти и принести требуемый предмет, пойти позвать маму или папу. Может показывать предметы по просьбе, указывать на части тела у себя и других людей.

Часто может произносить общепонятные слова и словосочетания. Активный словарь нормально развитого годовалого малыша включает 10-15 слов.

Примерно так проходит жизнь до года по месяцам. Но стоит помнить, что все люди индивидуальны и развитие ребенка до года по месяцам тоже в некоторых случаях идет по-разному. Кто-то прогрессирует по чуть-чуть, но постоянно. Кто-то долго стоит на месте, а потом совершает резкий скачок.

Тем не менее отставание на протяжении года не должно превышать 1 месяца от описанного графика, если оно составляет 2 месяца или больше — это прямой повод обратиться к специалисту.

Оставить комментарий