Принципы методики Марии Монтессори

Методика Монтессори является одной из наиболее актуальных в современной дошкольной педагогике и наиболее востребованным направлением в семейном воспитании.

В наши дни даже к ребенку предъявляются достаточно высокие требования на каждом этапе развития. Так, уже при поступлении в первый класс общеобразовательной школы малыш должен продемонстрировать умение читать, начальные навыки письма, логического мышления, иметь общие знания о мире и себе самом.

Суть концепции восприятия личности

Как правильно развивать ребенка? Какие методы избрать? Как сделать это развитие гармоничным? Именно такие вопросы возникают у родителей, желающих сделать все возможное для своего любимого чада.

Итак, методика Марии Монтессори сегодня стала популярной благодаря своей гармоничности и определенной концепции восприятия личности ребенка. Автор методики — доктор Монтессори — акцентирует внимание на необходимости уважать мнение ребенка, его личность, личностные установки.

Монтессори и ребенок

Будучи врачом, Мария Монтессори обратила внимание педагогов на необходимость развивать сферу чувств ребенка, т.е. учить его ощущать мир вокруг него — сенсорику, моторику, а уже исходя из этого, обучать навыкам чтения и письма.

Монтессори был накоплен огромный практический опыт, который был ею проанализирован и обобщен, благодаря чему и родилась эксклюзивная методика, направленная на стимулирование познавательной активности ребенка, развитие у него способности к креативным самостоятельным решениям, формирование творческих способностей, богатого воображения. Очень важным является гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне. Методика применяется с 1906 года, т.е. ей более 100 лет, но она не утратила своей актуальности и распространена в детских садах и центрах раннего развития детей.

Дидактические основы и воспитательные стратегии

Эта методика способствует развитию у ребенка собственной мотивации к обучению, что чрезвычайно важно, особенно на первых этапах обучения. При этом вмешательство взрослого в деятельность ребенка минимальна, а среда, в которой он обучается, организована с помощью специальных дидактических материалов.

Главные принципы методики — это максимум свободы и минимум вмешательства, что способствует реализации индивидуальных подходов к обучению.

Ребенок и игрушки

Стоит отдельно остановиться на вопросе о создании определенной развивающей среды и ее значении для реализации методики. В этой среде используются самые обычные предметы, применение которых стимулирует ребенка к действию по изучению мира через опытное его познание. Это могут быть кубики, бусины, различные геометрические фигуры, разные по цвету и размеру, сосуды для опытов, а также бытовые предметы, как, например, пуговицы. Манипулирование с этими предметами позволяет ребенку научиться в ранний период самым простым действиям, таким как одевание и раздевание, упорядочивание предметов и тому подобное.

Материалы для создания познавательной среды Монтессори многократно тестировала в работе со своими подопечными, проверяя и перепроверяя их действенность.

Устройство учебного помещения

Для реализации задач, которые ставит перед воспитателем методика Монтессори, необходимо определенным образом организовать пространство, в котором находится ребенок, разделив его на зоны, чтобы правильно ориентироваться во всех группах материалов для обучения.

Классическая методика предполагает разделение пространства на пять зон — практической жизни, сенсорного развития, математическую, языковую, космическую. Однако в современной реализации методики педагоги могут проявлять творчество, увеличивая количество зон, добавляя любые другие по своему желанию, вернее, исходя из потребности детей.

Организация обучающей зоны

В зоне практической жизни главной задачей является обучение ребенка элементарным навыкам самообслуживания. Это, например, приготовление пищи, уход за вещами, помещением, одеждой, причем действия выполняются самостоятельно и серьезно, как в настоящей жизни.

Ребенок и кухня

В сенсорной зоне малыш изучает природные характеристики предметов, т.е. их форму и размер, цвет и фактуру. Ребенок учится слушать и слышать, характеризовать различные запахи, реагировать на них, концентрировать внимание на окружающей среде, развивает мелкую моторику, работая с предметами.

В математической зоне царят цифры и фигуры, благодаря чему совершенствуется пространственное мышление, развивается логическое мышление. Кроме того, познавая понятия математики, ребенок учится сосредоточенному восприятию знаний, усидчивости.

Языковая зона, помимо обучения чтению и письму, способствует развитию речи и расширению словарного запаса.

Космическая зона, несмотря на свое название, знакомит ребенка не с космосом как системой небесных тел, а с «космосом природы», то есть миром вокруг нас, растениями и животными, странами и культурами, явлениями окружающей среды, физическими процессами.

В современной практике известны также двигательные или спортивные зоны, зоны искусства или музыкальные и художественные, возможны и психологические зоны и так далее.

С какого возраста ребенок может начать занятия

Когда можно начинать применение методики? Педагоги утверждают, что уже с одного года ребенок может заниматься в классе Монтессори, поскольку ему это будет интересно, особенно в определенных зонах, таких как зона практической жизни, сенсорная.

Дети и игрушки

В центрах раннего развития, работающих с этой методикой, детей разделяют традиционно на две группы: 2-6, 7-12 лет, что связано с основами методики и позволяет осуществить взаимодействие старших и младших детей, способствующее взаимной поддержке, формированию очень важных для дальнейшей жизни основ кооперации.

Основные дидактические принципы

Очень интересным и важным принципом метода Монтессори является принцип проявления дисциплины в свободе, что кажется на первый взгляд взаимоисключающим, но на самом деле предполагает формирование у ребенка осознанного стремления самореализовываться, не задевая при этом свободу других. Задача воспитателя в этом случае — помочь ребенку осознать основные принципы поведения в обществе и пресекать на определенном этапе формирования его личности все поступки, задевающие достоинство других, являющиеся невежливыми или оскорбительными для тех, с кем ребенок общается. Таким образом личность формирует внутренние границы, которые, будучи им восприняты как должное, становятся проявлением его свободного выбора быть членом общества. Именно так дисциплина проявляется в рамках внутренней свободы.

Еще одним важным принципом является самостоятельность как форма обучения, познания мира, осознанного действия. Метод Марии Монтессори построен именно на стимулировании самостоятельного стремления к действию и познанию.

Ребенок и игрушки

В системе Монтессори, как ни странно, не применяются ни наказания, ни награды. Ребенок приучается получать удовольствие от самой деятельности, не ожидая за это дополнительного поощрения, и в то же время не делает чего-либо под страхом наказания, поскольку единственным наказанием может послужить временная изоляция от коллективной деятельности.

Важным принципом является разновозрастность групп воспитанников, что позволяет задействовать дополнительные рычаги стимуляции, так как старшие дети становятся образцом для подражания для младших, причем более ярким, чем взрослые.

Свобода в школе Марии Монтессори никогда не превращается в анархию, поскольку, как уже говорилось, поддерживается сознательным стремлением к деятельности и соблюдению норм взаимодействия между детьми и воспитателем, при котором ребенок старается не мешать другим, осуществляя свое обучение. Так, дети не разрушают результатов труда других, разговаривают тихо. Таким образом происходит грамотная социализация личности в рамках осознания своей собственной свободы и свободы других.

Данный краткий обзор принципов метода Монтессори может убедить родителей и воспитателей в целесообразности ее применения.

Распространенные ошибки и заблуждения

Методика Марии Монтессори очень популярна во всем мире, однако на сегодняшний день существует несколько устойчивых заблуждений по поводу ее принципов.

Во-первых, считается, что методика показана только детям с определенным отставанием в развитии, поскольку на первых этапах Мария Монтессори испробовала ее именно на таких детях. Однако стоит заметить, что главные принципы, творчески доработанные ее автором, усовершенствованные в процессе практического применения, сделали ее универсальной, в результате чего методика прекрасно работает в развитии любого ребенка.

Дети играют

Во-вторых, неоднократно высказывалось опасение, что детям, занимавшимся по методике Марии Монтессори, будет скучно учиться в обычной общеобразовательной школе, так как они очень много знают и привыкли самосовершенствоваться. Но стоит просто найти для ребенка творческого учителя, и процесс обучения станет для него еще более интересным. При правильной организации деятельности ученики Монтессори станут для учителя помощниками.

Некоторые родители опасаются, что занятия по методике Марии Монтессори станут для ребенка сложными и утомительными. Но класс для занятий организован таким образом, чтобы ребенок сам выбирал для себя удобное место, то есть он может сесть за столом, устроиться на коврике и даже лечь. Ритм занятия он тоже выбирает для себя сам, ориентируясь на свои потребности. Какое-либо задание он может выполнять как за пару минут, так и за полчаса. Ребенок сам решает, будет ли заниматься сам либо с учителем, а возможно, привлечет в работе над заданием друга. Такой подход позволяет менять ритм занятия, чередовать разные виды активности, исходя их внутренней потребности обучаемого, что позволяет избежать утомления.

Современное применение концепции

В настоящее время по методике Монтессори работает огромное количество дошкольных учебных заведений, как государственных, так и частных. Материалы для организации классов Монтессори можно приобрести в любой стране и регионе, так что не составляет труда создать определенное учебное пространство для реализации системы. Однако стоит помнить, что применять методику, вслепую копируя правила и задания, невозможно, поскольку она предполагает творческое взаимодействие обучающего и обучаемого, порождаемое стремлением к осознанной свободе действий и самостоятельности в обретении знаний и навыков.

Мама играет с ребенком

Неосмысленное применение методики приводит к разнообразным перекосам в обучении и воспитании, что порождает негативные отзывы родителей о детских садах Монтессори. От родителей часто можно услышать, что в таких детских садах ребенок растет недисциплинированным, поскольку не применяется четкого расписания в разных видах деятельности, ребенок не понимает ценности своего обучения, поскольку его не наказывают и не поощряют.

Такие отзывы могут быть вызваны двумя причинами:

  1. Родителям не объяснили основоположные принципы методики.
  2. Воспитатели в своей деятельности копируют практические методы работы, при этом не осознавая и, соответственно, не реализуя методики в ее сущности.

Педагогика Марии Монтессори предполагает глубокое понимание принципов и правил, суть которых сводится к осознанному стремлению к деятельности, постоянному ненавязчивому стимулированию познавательной активности, дисциплинированной свободе. Если воспитателю удается проникнуться этим, реализация методики приносит блестящие результаты и восторженные отзывы родителей.

Один комментарий
  1. Мили 22.07.2015 Ответить

Добавить комментарий для Мили Отменить ответ