Введение прикорма для грудничков

Введение прикорма — важный момент в процессе развития ребенка. Со временем он перестает насыщаться только маминым молоком, да и маленькому организму требуется все больше витаминов и минеральных веществ для роста и развития. Часто мамы стараются как можно раньше накормить свое чадо чем-нибудь «взрослым», но торопиться в этом деле нельзя. Перед введением прикорма для грудничков обязательно нужно проконсультироваться с педиатром, изучить необходимую информацию о правилах и сроках знакомства малыша с новой пищей.

Сроки введения прикорма

Вопрос о возрасте для начала прикорма грудничка всегда актуален, и точки зрения в его отношении несколько отличаются.

Так, Всемирная организация здравоохранения рекомендует вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6 месяцев, и этот возраст является минимальным. До этого момента потребности малыша полностью удовлетворяются молоком мамы. Да и желудок грудничка до полугода не готов переваривать что-то, кроме маминого молока, поскольку ферментативная система, которая обеспечивает правильное переваривание «взрослой» еды, формируется лишь к этому возрасту.

Ребенок и ложка

Однако часто бабушки малышей советуют начинать уже с 3 месяцев вводить прикорм для грудничков, прежде всего соки, мотивируя это тем, что так раньше делали. Действительно, в СССР было принято начинать вводить соки детям в таком раннем возрасте, но эта система была раскритикована и пересмотрена, на данный момент никакой прикорм, даже натуральные соки, не рекомендуется вводить ранее 6 месяцев.

В редких случаях по показаниям педиатра, например, при анемии, сильном недоборе в весе, прикорм может вводиться ранее 6 месяцев.

Показатели для введения прикорма

Существуют показатели, по которым родители должны оценить, готов ли ребенок к введению прикорма. Итак, вводить прикорм грудничку можно, если он:

  • достиг возраста 6 месяцев;
  • умеет самостоятельно сидеть;
  • проявляет интерес к пище родителей, тянется к их тарелкам и пытается попробовать еду;
  • весит в 2 раза больше, чем при рождении;
  • чаще стал просить грудь;
  • может отворачивать голову от ложки, если ему не нравится еда или напиток;
  • не выталкивает ложку языком изо рта;
  • здоров.

При соответствии ребенка всем перечисленным признакам можно знакомить его с новой, «взрослой» пищей. Следует помнить, что на момент введения прикорма малыш должен быть абсолютно здоров, он не должен находиться в состоянии стресса, вызванного переездом, изменениями в составе семьи, периодом активного прорезывания зубов.

Порядок введения прикорма

Существует две схемы введения прикорма для грудничков — традиционная и педагогический прикорм.

Традиционная схема предусматривает вводить прикорм в определенном порядке. Этой схемой пользуется большинство матерей.

Овощное пюре

Первый прикорм должен быть из числа низкоаллергенных продуктов. В качестве первого прикорма рекомендуется ввести однокомпонентные овощные пюре. К овощам, подходящим для раннего введения, относятся кабачок, цветная капуста, брокколи. Затем можно вводить морковь, зеленый горошек, тыкву, картофель (предварительно вымоченный в воде несколько часов). Монокомпонентные пюре постепенно можно заменять пюре из двух и более видов овощей.

Если ребенок плохо прибавляет в весе, вместо овощного пюре первым прикормом может стать безмолочная каша, при этом важно, чтобы она не содержала глютена. К безглютеновым кашам относятся гречневая, рисовая и кукурузная. Каши с содержанием глютена (пшеничную, овсяную, многозерновые) лучше вводить после 9 месяцев. В это же время можно начинать добавлять в них цельное молоко. Каша дается 1 раз в день.

Каждый новый продукт нужно давать перед кормлением грудью, в утреннее время, постепенно, начиная с половины чайной ложки. С каждым днем количество пюре увеличивается вдвое и таким образом доводится до возрастной нормы. Каждый новый продукт предлагается через 1-2 недели после уже введенного. При этом новый продукт дается в дополнение к старому, вместе по объему они должны составлять возрастную норму.

Для контроля за реакцией ребенка на новые продукты лучше всего вести пищевой дневник, куда записывать, что и когда малыш ел и какая реакция была на пищу. Если после введения нового продукта появились высыпания на коже, жидкий стул или, наоборот, запор, то данную пищу нужно на некоторое время (примерно на 1 месяц) исключить из рациона. Если малышу не понравился определенный продукт, он отворачивается от ложки или выплевывает его, то не нужно настаивать и кормить насильно. Такую пищу тоже следует на время исключить и предложить через некоторое время. Иногда ребенку требуется более 10 раз предложить продукт, чтобы он его распробовал.

Каша с маслом

После введения первых овощей и каш нужно начинать добавлять в блюда небольшое количество сливочного и оливкового масла (0,5-1 ч.л.). Сливочное масло отлично сочетается с кашами, а оливковое хорошо подойдет к овощам. Масла содержат необходимые растущему организму жирные кислоты, прежде всего, ненасыщенные (содержатся в оливковом масле), и помогают при запорах.

Все напитки с возраста 6-7 месяцев нужно начинать давать пить из чашки, а не из бутылочки, чтобы ребенок обучался этому навыку. Первоначально чашку должен держать взрослый, а к годику можно начинать давать ребенку держать чашку самому. В качестве напитков подойдет обычная вода, некрепкий чай, компоты без сахара, сильно разбавленные соки.

Примерно с 7 месяцев можно заменять одно из кормлений грудью на полноценный прием обычной пищи. Для этого лучше всего подойдет какое-нибудь сытное блюдо, например, каша или мясо с овощами.

С 7-8 месяцев можно вводить в рацион грудничка овощные, мясные бульоны. С 8 месяцев ребенок 2-3 раза в неделю уже может есть мясо, в первую очередь индейку, кролика, которые являются наиболее низкоаллергенными. Затем можно пробовать курицу, говядину и телятину. Норма мяса до 1 года — не более 50 г в день. В это время можно начать давать ребенку ржаной и пшеничный хлеб, детское печенье, сухарики. Причем лучше всего, если он самостоятельно будет есть эти продукты, держа их в руке. Так малыш учится жевать, кусать, тренируя таким образом десны, зубы, челюсти, жевательные мышцы.

Яичный желток, который можно добавлять в мясные и овощные блюда, необходим ребенку в качестве источника витамина Д. Поэтому с 7-8 месяцев этот продукт должен присутствовать на столе малыша.

В этом же возрасте рекомендуется вводить фрукты в детский рацион. Начинать следует с фруктов с низкой вероятностью возникновения аллергии: зеленых яблок, груш, слив. При отсутствии негативных реакций ребенка можно пробовать и другие фрукты: бананы, киви, персики. Фрукты важны в рационе, поскольку содержат большое количество витаминов и клетчатки. Давая сначала фруктовые пюре, постепенно следует переходить на кусочки фруктов, которые нужно давать малышу, чтобы он учился кусать и жевать.

Творог и кисломолочные продукты, такие как кефир, можно вводить в рацион грудничка в возрасте 8 месяцев. Лучше покупать специальные детские творог, кефир и йогурт или готовить их самим.

Мама кормит ребенка

С 9-10 месяцев 1-2 раза в неделю в качестве прикорма малышу можно предлагать рыбу, из которой наиболее подходящими будут треска, хек, судак, минтай, морской окунь.

В качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам лучше использовать овощи, поскольку они помогают выработке желчи и пищеварительных ферментов, а содержащаяся в них клетчатка способствует более легкому усвоению белка и выведению продуктов обмена веществ.

Что касается соков, то педиатры не рекомендуют вводить их ранее 1 года. Раннее введение соков, особенно неразбавленных, грозит для ребенка заболеваниями желудочно-кишечного тракта, поскольку сок — это тяжелый продукт для незрелой пищеварительной системы детей.

Для питания ребенка можно как использовать готовое детское питание в баночках или коробочках, так и готовить пищу самим дома. Овощи и мясо лучше либо отваривать, либо готовить на пару. Соль и сахар при готовке использовать не стоит. До 8-9 месяцев пищу лучше измельчать блендером, но постепенно можно начать разминать еду вилкой, чтобы ребенок привыкал к наличию кусочков в еде и развивал жевательные навыки.

Педагогический прикорм

Педагогический прикорм — это знакомство ребенка с новыми продуктами в очень маленьких количествах — тех, что помещаются между указательным и большим пальцами мамы. То есть родители предлагают своему малышу ту же еду, которую они едят в данный момент. Конечно, таким количеством ребенок не наестся, но это и не является целью педагогического прикорма. Главное в этой схеме — познакомить малыша с новыми продуктами и их вкусами. А насыщение будет происходить грудным молоком, которым мама будет докармливать его после получения родительской еды. Если ребенку нравится продукт, его объем можно постепенно увеличить до 3 ч.л. Плюсами педагогического прикорма является то, что не нужно насильно заставлять ребенка пробовать пищу, он учится есть самостоятельно, ему не приходится перетирать еду и он сам постепенно выбирает продукты, которые ему нравятся. Как правило, около года малыш уже сам с удовольствием начинает есть взрослую пищу.

Родители с ребенком за столом

При педагогическом прикорме малыша кормят с родительского стола. Но нельзя ни в коем случае забывать, что копченая, жареная, жирная, соленая пища ребенку противопоказана. Не стоит раньше времени знакомить его и с такими продуктами, как сосиски, колбаса, полуфабрикаты, торты, пирожные. Чем позже такая пища попадет на стол малыша, тем лучше будет для его здоровья.

Подведение итогов

Какую схему введения прикорма выбирать, должна решить мама, ведь только она знает, что лучше для ее ребенка. Хорошим вариантом будет введение прикорма для грудничков по традиционной схеме с использованием педагогического прикорма для развития пищевого интереса у малыша.

К возрасту 1 год дети уже обычно едят достаточно много блюд: мясные и овощные пюре, супы (лучше на овощном бульоне), каши, фрукты, творог, кефир, печенье, хлеб.

При приготовлении блюд нужно уделять внимание их красивому оформлению, красочной посуде, чтобы заинтересовать малыша и пробудить у него аппетит. Составляя рацион маленького члена семьи, нужно учитывать его индивидуальные пристрастия и потребности. Следует поощрять самостоятельность малыша при приеме пищи — пусть он сам берет кусочки еды и несет их в рот, своими ручками держит чашку. Конечно, родители должны помогать своему чаду в этом непростом деле, поддерживать необходимый уровень безопасности и чистоты вокруг, но не стоит превращать каждый прием пищи в пассивное открывание рта малышом перед ложкой с едой. Пусть он станет активным участником процесса!

В любом случае при знакомстве ребенка с взрослой пищей нужно использовать правило постепенности и осторожности, не заставлять есть его насильно, прислушиваться к желаниям своего малыша. Нужно помнить, что до 1-1,5 года грудное молоко должно быть основным питанием для ребенка. А полный цикл введения прикорма в среднем занимает 1 год, поэтому торопиться не стоит. Тогда у ребенка не возникнет никаких неприятных последствий, у него сформируется здоровое отношение к еде на всю жизнь.

2 комментария
  1. Пирамидка 30.04.2015 Ответить

Добавить комментарий для Пирамидка Отменить ответ