Развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Начинать обучение и развитие надо еще в дошкольном возрасте, когда ребенок восприимчив, способен легко и быстро запоминать и усваивать информацию. Это не только занятия для подготовки к школе, но и развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, избавление от детских страхов. Процесс развития включает не только постановку правильной речи, но и работу с творческими способностями, их выявление, постоянное общение с малышом, ответы на его бесчисленные вопросы, касающиеся окружающего мира.

Познавательно речевое развитие ребенка занимает важное место в дошкольном воспитании. Сегодня в школах можно встретить детей с различными речевыми дефектами. Они не выговаривают определенные буквы, наблюдается так называемое косноязычие, когда малыш не может правильно сформировать свою мысль и выдает целый набор хаотичных словосочетаний и предложений. Причин такой проблемы много, но чаще всего это полное невнимание со стороны родителей, которые не занимаются с ребенком дома.

Если наблюдается речевой дефект, следует обратиться к логопеду или начать заниматься с ребенком самостоятельно по предлагаемым методикам.

Ругать малыша нельзя, первые занятия надо проводить в форме игры, чтобы он сам стремился исправить ситуацию, но и не стеснялся перед остальными.

читаем с ребенком

В домашних условиях можно начать учить с ребенком стихи, небольшие сказки, вырабатывать правильную дикцию. Это и чтение по ролям, и разучивание поговорок, пословиц. Хорошо для ребенка ставить аудиосказки. Сегодня есть большой выбор обучающих программ в виде мультфильмов, которые позволяют научиться говорить, узнавать все о правильной и красивой речи.

Среди популярных методов стоит отметить:

  • пересказы, когда малыш должен не только выделить часть рассказа, но и пересказать его своими словами;
  • рассказы по определенной сюжетной линии, например, по картинке;
  • описания картин, например, пейзажей;
  • логопедические специальные загадки, которые помогают малышу самостоятельно усвоить правила произношения;
  • сравнительные описания различных предметов;
  • небольшие творческие рассказы.

Во время таких уроков, которые также обеспечивают и развитие воображения, нельзя малыша ругать. Его надо поощрять, мягко указывать на ошибки.

Памятка для родителей

Чтобы развитие воображения и общее обучение малыша прошло правильно, необходимо учитывать следующее:

  1. В возрасте 3-4 лет ребенок стремится общаться, выполнять все в форме игры. Кроме того, малыши уже отлично различают форму и цвет, речь их почти сформирована, небольшое развитие еще требуется, но родители с этим могут легко справиться самостоятельно.
  2. В возрасте 4-5 лет малыш может выполнять несложные задания, он учится концентрировать внимание только на выполнении одного конкретного действия. Моторика уже неплохо развита, малыш имеет определенные представления об окружающем мире, умеет слушать, начинает не только воспринимать информацию, но и оценивать ее.
  3. К 6 годам обучение уже более сложное. Дети могут различать и писать цифры, буквы, пересказывать небольшие истории, хорошо ориентироваться в пространстве. Наблюдательность и глазомер уже развиты, дети начинают задавать множество вопросов.

Надо правильно организовать процесс обучения дошкольника, развитие его эмоциональных, речевых, физических навыков.

Необходимость диагностики развития дошкольника

Чтобы начать дошкольное воспитание, необходимо сначала определить, по каким направлениям оно будет проводиться. Важно выделить:

  1. Домашнее развитие и воспитание, которое включает развитие речи, творческих способностей, воображения ребенка. Малыш в это время учится не только самостоятельно размышлять, но и искать ответы на свои многочисленные вопросы, соотносить свои действия и реакцию на определенные действия.
  2. Второе направление — это подготовка к школе. Ребенка надо постепенно приучать к дисциплине, но не заставлять делать это через силу. В дошкольном возрасте даются начальные знания, без которых в школе малышу будет трудно.

развитие детей дошкольного возраста

Диагностика уровня развития проводится на основе различных методов. Среди диагностических мер необходимо отметить:

  • оценку физического развития;
  • оценку интеллектуального развития;
  • оценку развития личности малыша;
  • оценку умений и навыков.

На основании полученных данных легко определить путь дальнейшего развития.

Ошибки развития ребенка: что можно делать, а чего нельзя

Развитие воображения и начальное обучение надо организовывать правильно, в противном случае ничего хорошего не выйдет. Нельзя заставлять ребенка учиться, он должен сам захотеть. Сначала требуется ответить на такие вопросы:

  • есть ли у малыша желание узнавать новое, учиться чему-либо;
  • представляет ли он себя в роли школьника;
  • какие интересы есть у ребенка, что именно увлекает его больше всего;
  • в какой форме малыш предпочитает учиться, узнавать новое.

Получив ответы, легко будет организовать образование и развитие в домашних условиях именно так, чтобы оно приносило ребенку пользу. Некоторые родители пренебрегают этим простым правилом. Когда познавательное развитие детей дошкольного возраста проводится не так, ребенок только начинает испытывать неприязнь к различным занятиям.

Ошибки родителей:

  1. В последний год перед поступлением в школу родители начинают в усиленном режиме, часто против воли малыша, устраивать ему занятия по программам для первого или подготовительного класса. При этом свободное время сильно урезается, а сами уроки проводятся скучно.
  2. При организации любых занятий не учитываются интересы ребенка, развитие воображения просто останавливается, часто детей насильно заставляют заниматься тем, что им совершенно неинтересно, ущемляя другие увлечения. Родители просто стремятся реализовать свои несостоявшиеся мечты либо действуют по стандартной «программе» своих родителей.

Правильным будет учить малыша мыслить самостоятельно, а не сразу получать уже готовые ответы, буквально убивая желание делать самостоятельные выводы и размышлять. Развитие воображения надо поощрять, учить его постепенно думать и самому принимать решения.

Развитие в возрасте 4-6 лет

Возраст от 4 лет и до 6 не зря называется самым сложным. Необходимо уделять внимание не только развитию речи, но и общему обучению. Специалисты называют этот период спокойным, но именно в это время ребенок как губка впитывает в себя всю окружающую информацию, даже если он и не всегда понимает ее.

Малыши до 5 лет обычно послушны, постоянная опека им не нужна, но это не означает, что в воспитании можно сделать паузу. Именно в это время лучше всего начинать развивать художественные способности, музыкальные, рассматривать с детьми книжки с яркими картинками. Для родителей этот период очень ответственный, так как развитие воображения и воспитание позволяют закладывать основу для будущего развития малыша.

дети

Развитие в 6 лет

Дошкольный возраст в 6 лет — не менее ответственный этап развития. Ребенок уже имеет собственное сложившееся мнение, с ним договориться не так легко, как раньше. Уже необходимо терпение, родители должны быть предельно внимательны к малышу. В семье это обеспечить легко, намного сложнее, если ребенок посещает детский сад. Тут возможны самые различные конфликты, ссоры между детьми разного либо одного возраста. Надо уметь договориться с ребенком, рассказать ему, что все конфликты можно решить не только драками и ссорами. Такой опыт очень важен в дальнейшей жизни, поэтому держать ребенка взаперти, пытаясь оградить его от таких ситуаций, нельзя.

В этом же возрасте у малышей обычно накапливается большое количество различных вопросов. Маленькие «почемучки» могут буквально засыпать вопросами, которые будут касаться всего вокруг, начиная от традиционного «почему солнце светит, а вода голубая». От ребенка в это время отмахиваться нельзя, надо постараться дать ему понятную, хотя бы минимальную информацию.

Как помочь малышу побороть свои страхи?

Дошкольное воспитание — это сложный и ответственный процесс. Некоторые родители считают, что если ребенку рассказывать страшные истории, то это поможет сформировать психику более устойчивой. Но так ли это? Дети дошкольного возраста мыслят позитивно, они во всем видят только самое лучшее, но психика еще очень ранимая, малыши не готовы к негативу. Поэтому профессиональные воспитатели не рекомендуют пугать малышей, ругать их, кричать. Со страхами детей, а многие из них боятся темноты, громких звуков, бороться надо правильно, по специальной методике, которая не затронет еще неокрепшую психику. Часто психологи заявляют, что все страхи, которые появляются в дошкольном возрасте, являются именно результатом неправильного воспитания, недостатка тепла, общения, внимания со стороны родителей.

теплое отношение к детям

Чтобы помочь малышу правильно избавиться от страхов, нельзя повторять ошибок других:

  • оставлять в запертой комнате;
  • пугать ребенка, например, уколами, милиционером, посторонними людьми;
  • причинять боль, бить по рукам, телу, лицу;
  • пугать животными;
  • переставать общаться с малышом;
  • заставлять сидеть неподвижно в качестве наказания за какие-либо действия.

Избавление от страхов — процесс сложный, но он вполне доступен родителям. Если малыш чего-либо боится, необходимо определить, чего именно, а затем попытаться в форме игры показать ребенку, что это совсем не так страшно, как он думает. Так можно легко справиться со страхами темноты, воды, пауков, оставаться в комнате в одиночестве. Подобные игры должны иметь чувство меры. Например, ребенок не должен бояться воды, но вести себя около нее он должен правильно, не плавать в одиночестве, не заплывать далеко. Плохо, когда дети боятся животных, но они должны понимать, что незнакомые собаки могут быть опасны.

Развитие детей дошкольного — дело ответственное. Борьба со страхом темноты должна организовываться планомерно:

  1. Двери в детскую и другие комнаты прочно ночью закрывать не следует. Ребенок должен сам со временем привыкнуть, что ничего страшного в темноте нет, а отдыхать так намного лучше.
  2. Первое время лучше оставлять горящим ночник, малыш потом сам будет выключать его, чтобы он не мешал сну.
  3. Для совсем маленьких детей можно организовать прогулки по темным комнатам дома в виде игры, в которой малыш должен будет угадывать предметы на ощупь. Он быстро отвлечется от своего страха, просто забудет про него.

Дошкольное воспитание ребенка — это важнейший комплекс задач, который включает в себя развитие речи, способностей малыша, его восприятия внешнего мира. Требуется самое активное участие родителей и профессиональных воспитателей в этом процессе, чтобы личность развивалась правильно.

Один комментарий

Оставить комментарий