Читайте в этой статье:
- Прикармливание: жизненная необходимость или модное веяние?
- Отличия популярных схем прикармливания малышей
- Преимущества и недостатки распространенных методов прикармливания
- Основы педагогического прикармливания
- Порядок введения педприкорма
- Система питания семьи и педприкорм
- Проблемные моменты педприкорма
- Педприкорм как процесс питания без воспитания
- Так ли важна стерильность детской пищи?
О пользе грудного вскармливания наслышаны все современные родители, которые все-таки понимают, что рано или поздно на смену такому способу должно прийти «взрослое» кормление ребенка. Как добиться того, чтобы переходный период был комфортным, понятно не всем. Стоит ли грудничка угощать борщом или подождать, пока ему исполнится хотя бы годик? Безопасны ли продукты из баночек, продающиеся в отделах детской продукции? Что такое педагогический прикорм и чем он отличается от педиатрического?
Если родителей беспокоит хотя бы один из перечисленных вопросов, пришло время узнать побольше о существующих способах прикорма.
Прикармливание: жизненная необходимость или модное веяние?
На сегодня существует как минимум 2 метода прикорма малышей, получившие названия педиатрического и педагогического. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать, вводя продукты в рацион по той или иной схеме.
1-ый метод активно поддерживают врачи, поскольку он удобен для контроля большого количества детей. При этом используются консервированные продукты (в банках или коробках), которые назначают в определенных дозах на соответствующих этапах развития. Как следствие, педиатр легко отслеживает реакцию малыша на введение того или иного продукта, а родители приобретают готовые продукты, надеясь на ответственное отношение к своему делу производителей, либо готовят специальную детскую еду, измельчая и перетирая до неузнаваемости привычные овощи, фрукты и мясо.
Наибольшей популярностью в последнее время пользуется педагогический прикорм, построенный на рациональном подходе к организации жизнедеятельности малыша, отсутствии согласования детской диеты и рациона всей семьи, психологически выверенном отношении к взрослению грудничков.
2-ой метод прикармливания более естественен, поскольку предполагается, что ребенок будет употреблять ту же пищу, что и мама. В небольших дозах он пробует продукты из маминой тарелки, при этом ферменты грудного молока будут поддерживать гармоничную работу детского желудочно-кишечного тракта. Позитивным является то, что малыш начинает воспринимать еду как один из наиболее важных процессов, учится безопасно откусывать пищу, без проблем переваривая ее. С 9-месячного возраста он может оставаться без грудного питания, поскольку уже приучен к общему семейному столу.
Отличия популярных схем прикармливания малышей
Целью педиатрического и педагогического прикорма является постепенная замена грудного молока привычной «взрослой» пищей. Однако преимущество педагогического прикорма состоит в том, что у ребенка постепенно формируются те же пищевые привычки, что и у семьи в целом.
Прикорм педиатрический начинается с введения небольшого количества продуктов из одной пищевой группы. Каждые 3-5 дней при условии нормальной переносимости детский рацион пополняется новым продуктом, а 2-4 недели — продуктами другой пищевой группы.
Кормление ребенка по педиатрической схеме осуществляется с учетом требований режима, при этом пища измельчается. Годовалый малыш питается 4 раза прикормом, а 1 раз днем — грудным молоком.
Преимущество педагогического прикорма состоит в том, что пища для ребенка не готовится специально, не перемалывается, не измельчается. Начало такого питания — микродозы: кусочки еды размером с рисовое зернышко.
В такой форме пища не травмирует желудочно-кишечный тракт ребенка и выходит практически непереваренной, но затем детский организм начинает вырабатывать соответствующие ферменты. Малыш учиться глотать и жевать пищу, использовать кухонные приборы; осваивает правила поведения за столом.
Преимущества и недостатки распространенных методов прикармливания
Главным достоинством педиатрического прикорма является возможность контролировать пищевое поведение малыша, особенно в случаях дисфункции. Например, если его мучают запоры, то в рацион можно ввести больше овощей, при аллергии — убрать потенциально опасные продукты. При этом прикормы легко заменяются грудным кормлением.
Педприкорм позволяет избежать ситуаций, когда родители должны уговаривать малыша или развлекать его для того, чтобы он поел. Ребенок продолжает находиться на грудном вскармливании, но после 9 месяца уже может обходиться без маминой груди, оставаясь в течение дня с няньками или бабушкой. Специально пищу готовить не надо, поскольку малыш ест все то же, что и остальные члены семьи.
Обе системы прикармливания имеют недостатки, связанные как с самим процессом кормления, так и с приготовлением пищи, соблюдением ребенком правил поведения за столом. Поскольку при педиатрическом подкорме кормление осуществляется отдельно от семьи, ребенок не усваивает этикетных норм, не знает, как пользоваться столовыми приборами. Часто он не умеет правильно жевать, вследствие чего глотает большие кусочки пищи. Употребление сильно измельченной пищи может приводить к расстройству работы желудочно-кишечного тракта и развитию хронических заболеваний.
Педагогический прикорм ребенка не является панацеей, особенно если у него наблюдаются аллергические реакции на продукты питания. Связано это с тем, что родители теряют контроль над питанием малыша, — он ест то же, что и все остальные, вследствие чего не могут определить, какой именно продукт вызвал реакцию.
Некоторым родителям не по душе поведение отпрыска за столом во время исследования пищи, что допускается правилами педагогического прикорма. Малыш может трогать еду руками, выплевывать большие кусочки, пачкаться. Сторонниками строгого этикета это будет не по душе.
Трудности могут возникнуть и в семьях, в которых пищевое поведение противоречит представлениям о здоровой пище. С другой стороны, прикорм ребенка может стать стимулом для перехода всех членов семьи на правильную, полезную для здоровья диету.
Основы педагогического прикармливания
Поскольку педприкорм предполагает естественность в освоении новых принципов питания для грудничка и его родителей, сформулированные правила несложны и очень легко воплощаются в реальность, не создавая дополнительных бытовых проблем.
Рассмотрим подробнее правила прикорма ребенка:
- Самое главное правило педагогического прикорма — прием пищи возможен только в присутствии родителей, особенно мамы.
- Не стоит запрещать ребенку исследовать пишу, трогать ее, пробовать, но следует ограничивать количество нового продукта.
- Не навязывайте ребенку новую пищу, если он сам не проявляет интереса.
- Не следует заставлять стол разными продуктами, это запутает ребенка.
- Для педагогического прикорма предлагают микроскопические дозы твердой или плотной пищи.
- При введении педприкорма очень важно продолжать кормить ребенка грудью.
- Еду нужно предлагать из тарелки или давать ребенку в руку, но не позволять хватать прямо со стола, поскольку нужно формировать у малыша правильные привычки поведения за столом.
- В целом при применении педприкорма нужно придерживаться общих для кормления ребенка правил: не вводить новые продукты ранее 5,5-6 месяцев.
- Не давайте сразу пробовать более 1 продукта (1 овощ или фрукт), после чего какое-то время наблюдайте за реакцией ребенка и только через неделю снова попробуйте следующий новый продукт.
- Давайте ребенку свободу выбора, не предлагайте пробовать больше 1 кусочка, не ограничивайте его в выборе продуктов, находящихся на столе.
Принципы педагогического прикорма были известны нашим предкам, которые заворачивали в тряпочку предварительно перетертую на жерновах крупу, сваренную жидкую кашу или жеванный хлеб. Уже в 3 месяца рацион малыша пополнялся щами, супами, картошкой (перетертой).
Порядок введения педприкорма
Как уже говорилось, прикорм ребенка вводится постепенно. Сначала можно посадить малыша за стол с родителями 1 раз в день, потом постепенно приучать его садиться со взрослыми 2, 3, 4 раза, давая пробовать каждый раз не больше 2 кусочков пищи размером с рисовое зернышко, потому что это, собственно, не полноценный прием пищи, а знакомство с ней.
Предпочтительно сначала пробовать молочные продукты (например, йогурт или кашу). Можно также позволить ребенку взять в руку большой кусок твердой пищи (яблоко, морковка, бублик) и погрызть, съесть много он все равно не сможет.
Так постепенно малыш привыкнет к более взрослой пище, за несколько недель познакомится практически со всем, что можно отнести к здоровому питанию, и к 8-месячному возрасту сможет съедать около 50 г какого-то 1 блюда. Теперь он уже полноценный член семьи за столом, может сидеть на отдельном детском стульчике, а не на материнских коленях, как раньше.
Система питания семьи и педприкорм
Очень важно обсудить с членами вашей семьи пищевое поведение в период введения педприкорма, поскольку на столе, за которым сидит малыш, не должно быть вредной, жирной, жареной, острой пищи, искусственных приправ. Таким образом, каждый член семьи за столом становится участником общей программы, что, конечно, требует определенной сдержанности. Хорошо, если все смогут проявить понимание, поскольку в противном случае введение программы ставится под угрозу.
Обмануть ребенка в данном случае не получится, он увидит, что все остальные употребляют другую пищу, будет нервничать, да и смысла тогда в педприкорме не будет никакого.
Очень хорошо, если семья придерживается принципов здорового питания, это значительно облегчает применение программы, полезно для здоровья. А может случиться и так, что идея педприкорма кардинально изменит принципы питания семьи и благотворно повлияет на общий фон здоровья.
Родители могут также вдохновляться мыслью, что их ребенку, привыкшему питаться вместе со всеми, будет гораздо легче адаптироваться к детскому саду с его меню, ведь он не ограничивается дома только спецпитанием, протертым и стерилизованным. Соответственно, он будет меньше болеть и не испытает дискомфорта.
Также сама собой решится проблема нежелания есть, поскольку ребенок будет копировать поведение взрослых, так что маме не придется его уговаривать.
Проблемные моменты педприкорма
Первый прикорм малыша может вызвать определенные трудности, справиться с которыми не под силу некоторым молодым современным родителям.
Часто родители очень обеспокоены тем, не вызовет ли введение новой пищи аллергии, тем более что аллергиков становится с каждым годом все больше. Но опасаться не стоит, наоборот, рекомендуется в очень малых дозах вводить продукт, на который ребенок выдает реакцию (например, покраснение щек). Кроме того, незначительное покраснение не должно вас беспокоить, можете считать, что это постепенное привыкание.
Только если реакция серьезная, постарайтесь перестроить рацион, удалив все продукты, на которые возможна аллергическая реакция. В случае ухудшения, остановите временно программу и посоветуйтесь с врачом.
Вызывает опасение и то, что ребенок может подавиться кусочком пищи, но тут вам стоит просто выполнять простые правила:
- В руку малышу можно давать или очень твердую, или размокающую от действия слюны пищу.
- Не стоит кидаться к ребенку каждый раз, когда кусочек попал в рот: он сам выплюнет лишнее.
- Новые вареные продукты не забывайте давать в микродозах, не пытаясь «накормить» любимое чадо, тогда и подавиться будет невозможно.
Если же ребенок все равно продолжает давиться, переждите какое-то время, не форсируйте события.
Если ребенок находится на искусственном вскармливании, прибегать к педприкорму не стоит, так как ферменты материнского молока защищают детский организм, а их отсутствие приводит к проблемам со здоровьем.
Очень хорош педприкорм в случае недобора ребенком веса. В таких случаях можно еще и сформировать у ребенка правильные привычки. Но в любом случае нужно посоветоваться с врачом.
Педприкорм как процесс питания без воспитания
Общие правила педагогического прикорма довольно просты, но существуют еще и некоторые нюансы, без знания которых не достичь правильного результата.
На начальном этапе не стоит забивать себе голову проблемой выбора первого продукта для развития вкусовых приоритетов малыша. Таким продуктом может стать и творог, и каша, и сыр, и йогурт. Главное, соблюдать правило микродозы: величина первого продукта для пробы не превышает размер рисового зернышка.
После привыкания можно дать большой кусочек сушки, яблочка или морковки, который легко будет умещаться в детской ручке. В течение месяца ребенок может перепробовать несколько видов еды, относящейся к разным пищевым группам. Увеличивать количество дозы даже в случае освоения большого количество продуктов не стоит. Рекомендуется к 8 месяцам давать не более 50 г одного продукта или блюда в 1 прием.
Так ли важна стерильность детской пищи?
Производители продуктов давно и успешно пользуются результатами маркетинговых исследований: если на упаковке разместить запись о том, что продукт принадлежит к линии детских товаров, цену на него можно взвинтить до неимоверных высот.
Преимущество педагогического прикорма и состоит в том, что в столь важном процессе перевода питания малыша на «взрослые» рельсы, можно избежать штампов о полезности и дорогой стоимости специальных детских продуктов питания.
Естественно, что чипсы, полуфабрикаты, приправы, куриные бульонные кубики, жареное, соленое или копченое — это продукты, исключающиеся из детского рациона. С другой стороны — многочисленные стерилизованные консервированные продукты, являющиеся основой педиатрического подкорма, не предназначены для ежедневного употребления.
Все сказанное не означает, что в один миг всем взрослым представителям семьи стоит отказываться от неполезных, но деликатесов. Истина, как правило, где-то посередине: натуральных продуктов мало, но и напичканные консервантами, усилителями вкуса, ароматизаторами, идентичными натуральным, продукты в детском питании должны стать исключением.
Схема питания должна разрабатываться родителями для каждого ребенка индивидуально, тем более что на смену домашнему воспитанию приходит дошкольное образование с его удивительной кухней, наполненной разнообразными вкусовыми изысками. После стерильной консервированной пищи не каждый малыш сразу привыкнет к детсадовской столовой. Его организм может отреагировать на новую пищевую реальность неожиданным образом — вплоть до расстройств и аллергии.
Современные педиатры в основном скептически относятся к принципам педагогического прикорма, считая, что его польза, как и вред, не доказаны. Если родителям хочется использовать систему, у них есть для этого время и желание, можно применять предложенную схему для перехода на новый рацион.