Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых ситуациях дети развиваются, приобщаются к культуре в широком смысле этого слова, усваивают поведенческие и мыслительные навыки и постепенно взрослеют. Люди, лишенные в детском возрасте полноценной игровой практики, как правило, формируются во взрослого с большими проблемами в психической деятельности, не направленной на адекватные реакции на проявления окружающего мира людей. Многие родители еще с самого раннего возраста своего чада начинают задаваться вопросом, какие игры на внимание наиболее эффективны и можно ли с их помощью развить память и мышление. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые аспекты детской психологии.
Память — это форма отражения реального мира, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем использовании своего индивидуального опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился бы по уровню своего развития на стадии новорожденного. Память — главнейшая функция, обеспечивающая также приобретение новых знаний, поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника. Развитие современного ребенка в полноценную личность уже невозможно без специально придуманных и созданных игр, одними из самых распространенных среди них являются настольные интеллектуальные игры на развитие внимания.
Настольные игры и их виды
Полевые игры: игры, которые содержат регулярные маршруты в некотором плоском пространстве. В игре необходимо отслеживать, различать открытые и закрытые маршруты от начала до конечной фиксированной точки. Цель игры состоит в том, чтобы прибыть в конечную точку либо без ошибок, либо за самое короткое время. Как вариант — бесконечный маршрут, без конечной точки, его старт начинается в начале, выбранном наугад. Цель игры в накоплении максимального количества очков или билетов, например, на автобус по маршруту.
Игры согласования и сортировки — игры на развитие внимания, где есть соревновательность между парами или группами игроков. Необходимо отбирать и выигрывать элементы по категориям, своего рода однотипные продукты. Шаблоны игр в этой группе широко варьируются, но все они направлены на накопление наибольшего количества выбранных командой элементов или успешное завершение какой-либо ситуации. Кроме того, такие игры вырабатывают способность к правильному взаимодействию в группе.
Игры стратегии: требуют стратегического мышления, то есть перспективного планирования на несколько шагов вперед с учетом поведения противника. Нужно хорошо продумывать, как использовать имеющиеся ресурсы (карточки, солдатики и т.п.) для получения преимущества над противником, регулярно отслеживать процесс и направлять его в собственных интересах.
Игры упорядочивания: классические интеллектуальные игры для развития детей. Цель игры — навести некий порядок, задаваемый извне, в конечном количестве элементов. Самая простая разновидность — сложить колечки на стержне в соответствии с их размером. Признаки для упорядочивания могут быть как счетные, так и описательные.
Игры на внимание и память «Откройте для себя картину»: они основаны на постепенной экспозиции снимка или картинки при решении вопроса, какой элемент изображения и куда поместить. Другой вариант игры предполагает ответы на вопросы, скрывающие элемент изображения. Каждый правильный ответ открывает еще одну часть картины, в конце игры вся картина раскрывается. В случае неправильного ответа обычно предусмотрена разного рода помощь.
Интерактивные игры для детей
Интерактивные — большой класс обучающих игр, участники которой, активно взаимодействуя с искусственно созданной средой, получают новые знания о предмете, явлении, поведении и т.п. Интеракции в игре могут происходить как с другим субъектом, так и с неживым объектом. Например, игры на основе шаблонов или американский тест: дети выбирают ответ из нескольких вариантов и получают немедленную обратную связь о своих ответах. «Кто хочет стать миллионером?» — отличный пример такой интеракции.
Большинство компаний, выпускающих игрушки для детей, приняли современные технологические достижения и перенесли принципиально известные игровые приемы и методики на другую физическую платформу — на платформу персональных компьютеров. Игры на внимание на базе ПК всегда интерактивны, партнером и наставником ребенка в здесь является алгоритмически, программно созданная обучающая игровая среда. На платформе ПК созданы игры для детей от полугода и более, они привлекают малышей и подростков больше, чем обычные настольные игры. Современный домашний компьютер умеет и рисовать, и петь, и строить, и стрелять и многое другое, причем реагирует на запросы ребенка мгновенно и по-дружески. С практически повсеместным проникновением быстрого интернета в дома зона игрового доступа для детей постарше раздвинулась до бесконечности, обеспечивая полную имитацию присутствия друга-соперника в едином пространстве.
Классические игры и их влияние на развитие ребенка
В то же время есть еще многие родители и промышленные компании, которые верят в силу классических игр и в их способность улучшать различные навыки детворы. Эти классические обучающие игрушки могут показаться старомодными, но в их пользу говорит ваш ребенок, которому во время любой деятельности необходим близкий контакт с родным человеком, теплота его рук и движение губ.
А теперь вопрос к родителям: помните ли вы дворовые игры? Именно они являлись главными помощниками в развитии всех психических процессов советских детей. К большому сожалению, они стали постепенно уходить в прошлое, а ведь большинство из них не только развивает внимание, быстроту реакции, выносливость и ловкость, но и учит таким важным вещам, как дружба, искренность, сплоченность и взаимовыручка. «Съедобное — несъедобное», «Казаки-разбойники», «Колечко-колечко, выйди на крылечко» и т.д. В те времена, когда компьютеры и остальные гаджеты еще не были знакомы детям, главная роль в становлении ребенка принадлежала сюжетным играм, свежему воздуху и живому общению со сверстниками. Покажите своему чаду, что есть масса интересных занятий, которые обязательно ему понравятся, благоприятно отразятся на развитии памяти и внимания.
Не забывайте, что память — это важнейший вид умственной деятельности ребенка, работать над ним необходимо с самого раннего возраста. Стимулирование процессов нервной деятельности позволит малышу хорошо усваивать материал, который будет даваться ему в школе или в детском саду.
Я больше отдаю предпочтение интерактивным играм для развития памяти и внимания ребенка. Поскольку технологический прогресс не стоит на месте, то и отдавать предпочтения старым методам развития памяти ребенка не считаю нужным. Конечно же полностью я от них не отказываюсь, они все так же хороши, все таки я сам рос именно на таких играх. Но все же приоритет сейчас уходит компьютерам, если ребенка правильно обучать, а не бездумно давать ему гаджет, то уже в раннем возрасте ребенок начинает запоминать и воспринимать вещи более прогрессивны методом. Быстрее приспосабливается и в дальнейшем с любой электроникой может быстро разобраться, я считаю что для обучения нужно использовать все самое современное.