Критерии правильного физического развития детей и подростков

Как свидетельствуют данные серьезных научных изысканий, методы оценки физического развития детей постепенно совершенствуются, в разработанных рекомендациях используется не только отечественный, но и зарубежный опыт, в том числе наработки международных медицинских организаций. Однако научные выводы и разработанные инструкции часто идут вразрез с реальной ситуацией. Причины этого кроются в грандиозных изменениях, напрямую влияющих на образ жизни как взрослых, так и детей и подростков.

Родители уделяют много времени вопросам профессионального роста, материального обеспечения потребностей семьи, в то время как дети погружаются в иной мир — виртуальную реальность, предпочитая компьютерные игры и беседы в чате или на форуме живому общению, активной деятельности. В результате все больше и больше малышей и детей школьного возраста страдают хроническими заболеваниями, спровоцированными малоподвижным образом жизни, нарушением диеты. Показатели физического развития детей в современных городах свидетельствуют об актуальной проблеме, решение которой зависит от слаженной работы родителей, преподавательского состава дошкольных и школьных учебных заведений, государства.

Дети и ноутбук

Не будем идеализировать ситуацию и перекладывать ответственность на чиновников, воспитателей садиков, учителей школ. Попробуем самостоятельно разобраться с особенностями физического развития детей и подростков, чтобы разработать для нашего любимого чада индивидуальную программу оздоровления. Ведь в будущем наш малыш должен стать счастливым, успешным и, главное, здоровым взрослым человеком, который ответственно отнесется к физическому развитию своих детей — наших внуков.

От рождения и до года

Развитие ребенка до года происходит интенсивно. К 5 месяцам вес малыша удваивается, а тело вырастает в длину на 20-25 см. Детский организм постепенно приспосабливается к новым условиям, но физическими упражнениями заниматься пока рано. Множество новых умений и навыков, которые свидетельствуют о правильном развитии, формируется последовательно по мере укрепления опорно-двигательного аппарата. Поэтому главный совет педиатров по физическому развитию ребенка до года состоит в том, чтобы родители не спешили стимулировать и отрабатывать те двигательные навыки, к которым малыш не готов физически.

Стоит помнить и об индивидуальных особенностях физического развития детей по месяцам: например, некоторые дети мало передвигаются в вертикальном положении, зато хорошо ползают.

Первый и второй месяц

Ребенок наловчился в положении лежа на животе поворачивать из стороны в сторону голову, приподнимать ее ненадолго или даже держать высоко.

Рекомендуется: ежедневно оставлять малыша в положении лежа в течение 40 минут перед кормлением или сном. Перед головой ребенка для привлечения внимания можно расположить игрушку. Затем предмет поднимаем или опускаем, чтобы младенец следил за нашими движениями.

Малыш лежит на животе

Помним о правилах безопасности: контролируем, чтобы поверхность, над которой будет располагаться лицо ребенка, не была мягкой. Не надо укладывать ребенка спать в положении лежа на животе.

К двум месяцам натренировался сжимать и разжимать пальцы, удерживая в руках игрушку. В положении лежа на спине разводить руки в стороны, поднимать их вперед. Лежа на животе, поднимать голову и удерживать ее в течение 10 секунд.

Рекомендуется: выкладывать на живот на длительное время до появления признаков утомления. С полутора месяцев, дополнительно придерживая голову рукой, поднимать ребенка в вертикальное положение. Так он учится держать голову вертикально и по-новому узнает мир вокруг.

Третий месяц жизни

Умеет переворачиваться со спины на бок, перекатываться с живота на спину. Для проверки навыков можно провести такой тест: потянуть малыша из лежачего положения в сидячее, надежно обхватив его ручки. Сидя он также может удерживать голову в течение нескольких секунд, при этом спина его будет оставаться круглой.

Малыш и ладошки

Хорошо держит голову и туловище в вертикальном положении. Если поставить на твердую ровную поверхность, поддерживая под мышки, сможет некоторое время упираться, пытаясь подняться. Используя это умение, не стоит подвергать младенца физическими тренировками.

Совершенствуются мелкие движения рук: ближе к четырем месяцам может сводить кисти или играть пальчиками, прижимать и разводить ладошки. Имеет достаточно развитую функцию хватания: трогает и ощупывает поднесенные игрушки. В процессе кормления придерживает ручками грудь или бутылочку.

Рекомендуется: давать удобные предметы, отличающиеся формой, величиной и фактурой. Прикрепить к коляске или кроватке крепление с игрушками. Предметы фиксируем не более длины вытянутой руки так, чтобы они были практически неподвижными, иначе ребенок раздражается и капризничает, пытаясь захватить ускользающие из его рук предметы. С целью физического развития, совершенствования моторики используют специальный коврик, на который пришивают предметы, удобные для захватывания и ощупывания.

На четвертом месяце жизни

Умеет на животе удерживать голову, приподнимать на ручках верхнюю часть, переворачиваться на бок, лежа на спине, и, лежа на животе, на спину.

При подтягивании за ручки из лежачего положения в сидячее приподнимает голову. К пяти месяцам с помощью взрослого удерживается в сидячем положении достаточно долго, но тем не менее это умение вследствие незрелости позвоночника развивать еще рано.

Ноги малыша и мамы

Если ребенка, держа под мышки, поставить на устойчивую поверхность, он будет переступать ножками, готовясь к будущей ходьбе. Тренировать умение стоять и ходить раньше времени нецелесообразно.

Игрушки, которые удалось захватить, малыш немедленно тянет в рот, но к пятому месяцу предварительно их рассматривает. Рекомендуется тренировать навык удерживать в ладошке погремушку, не просто всунутую в ладонь, а взятую активно.

Пятый месяц развития

Научился подниматься в положении лежа на животике, опираться не только на предплечья, но и на ладошки. Играясь лежа на спине, он поднимает ножку, захватывая ее рукой, поднимает не только голову, но и плечи. Перекатывается со спины на живот, позвоночник скручивается. При подтягивании из лежачего положения в положение сидя сгибает руки, поднимает голову, достает подбородком к грудной клетке. Может недолго сидеть, упираясь ручками в пол. Не стоит удерживать малыша надолго в сидячем положении: это может привести к искривлению позвоночника.

В вертикальном положении уверенно опирается на стопы, может переступать или подпрыгивать, самостоятельно удерживая свой вес. Это хорошие показатели, но не стоит проводить данный тест-игру часто, удерживая ребенка в вертикальном положении.

Ребенок и игрушки

Перекладывает игрушку из руки в руку, но два предмета одновременно удерживать ему еще сложно. Игрушки можно не подвешивать, а раскладывать неподалеку, чтобы было удобно к ним дотягиваться и таким образом развивать умение переворачиваться и ползать.

На 4-5 месяце развития при отсутствии грудного вскармливания можно подкармливать с ложечки.

Шестой, седьмой и восьмой месяцы

Освоил умение подтягиваться к заинтересовавшему его объекту, однако ползание не является критерием своевременного развития. Многие дети не умеют подползать, а сразу встают на ноги.

В вертикальном положении, при поддержке взрослым под мышки, несколько секунд подпрыгивает, удерживая свой вес. Опорный аппарат еще не готов выполнять функцию ходьбы, поэтому не стоит использовать ходунки либо другой способ стимулировать данный вид физической активности.

Малыш ползает

На седьмом месяце освоил навык сидеть самостоятельно в течение 30 секунд, при этом имеет сформированный прогиб позвоночника (лордоз). При развитом умении сидеть кормят ребенка именно в положении сидя. Умеет ползать, подниматься на колени, держась руками за опору.

На восьмом месяце жизни научился самостоятельно садиться и сидеть без опоры, поворачиваться по сторонам в поисках игрушек. Вставать с поддержкой, при этом выпрямляя колени. Перемещаться в боковом направлении. Ребенка до года можно научить откусывать хлеб, удерживая его в руке, пить из чашки.

Девять — одиннадцать месяцев

В девять месяцев может садиться и перемещаться в горизонтальное положение из вертикального. Вставать и ходить, придерживаясь рукой за окружающие предметы, хорошо стоять, перемещаться от опоры к опоре приставными шагами. Некоторые дети уверенно ходят при поддержке взрослым за обе руки, другие по-прежнему передвигаются на четвереньках, не спеша осваивать ходьбу.

В десять приобрел навык ходить, придерживаясь за руку родителя или предмет рядом. Стоять без поддержки. Залезать на кровать, если она низкая. Уверено сидеть, двигаясь во все стороны. Удерживая в руках чашку, пить воду. В процессе одевания по просьбе мамы подать ручку или ножку.

Ребенок и чашка

Ребенка до года можно высаживать на горшок в подходящий момент, но принуждать его к этому не стоит.

В одиннадцать умеет ходить, держа взрослого за одну руку. Самостоятельно без опоры передвигаться от одного предмета к другому или стоять, упираясь на расставленные ноги в течение недолгого времени.

Ребенка до года можно учить пользоваться столовыми приборами, снимать расстегнутую обувь.

От одного года и до двух лет

В год обладает умением самостоятельно без опоры вставать, делать несколько шагов или ходить. Толкать мяч руками, самостоятельно пить из чашки.

Обратите внимание: мягкие ботиночки или башмачки, пинетки способствуют развитию плоскостопия. Вследствие этого рекомендуется реже использовать обувь, отдавая предпочтение ботиночкам с жесткими задниками и небольшим каблуком; чаще стимулировать ребенка ходить босиком по неровной поверхности.

Физическое развитие детей раннего возраста должно находиться под контролем родителей, поскольку именно сейчас формируется иммунная система, закладываются основы здорового образа жизни ребенка. Консультация невропатолога может понадобиться, если к году ребенок не может делать нескольких шагов, опираясь на руку взрослого.

Ребенок и мяч

На втором году жизни у детей развиты навыки самостоятельно подниматься и опускаться по лестнице, проходить несколько шагов на цыпочках, подпрыгивать двумя ногами на месте. Ребенок хорошо удерживает мяч руками, бросает его, скатывает с горки, подкидывает вверх, нерезко ударяет по нему ногой.

Совершенствуются навыки самообслуживания. Ребенок удерживает правильно ложку, самостоятельно ест, учится использовать вилку. Не расплескивая жидкость, пьет из чашки. Умеет одеваться и раздеваться: надевает носки, тапки, головной убор, рукавицы, обувь. Умывается и вытирается во время гигиенических процедур. Чистит зубы, использует при напоминании носовой платок. Малыш открывает двери, поворачивая ручку, вставляет ключ в замок.

Рекомендуется уделять повышенное внимание безопасности ребенка. Не у всех детей в этом возрасте развито чувство опасности, поэтому ситуацию должны контролировать родители.

Дети, перед сном высаженные на горшок, могут проспать всю ночь и оставаться сухими. Не стоит сажать на горшок спящего ребенка, поскольку у него выработается рефлекс мочиться во сне.

На третьем году жизни

Трехлетний малыш стоит в течение нескольких секунд на цыпочках, одной ноге. Умеет перепрыгивать через линию. Самостоятельно поднимается по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку, спускается на двух ногах и с последней ступеньки. Бросает мяч и ловит его на расстоянии не меньше двух метров. Крутит педали трехколесного велосипеда.

Координацию движения проверяют следующим образом: просят ребенка выполнить два действия одновременно, например, топнуть ногами и хлопнуть руками.

Навыки по самообслуживанию развиты. К ним относят умения есть с помощью столовых приборов (ложка и вилка), одеваться и обуваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, раздеваться и укладывать свою одежду на место, пользоваться без напоминания носовым платком, мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем. Чаще всего дети уже умеют самостоятельно чистить зубы, иногда просят родителей выдавить пасту на щетку.

Умеет вставлять ключ в замок и поворачивать его правильно. Помогает взрослым убирать, накрывать стол, совершать покупки, ухаживать за садом или огородом. Вовремя ходит в туалет, самостоятельно выполняя все связанные с этим действия (раздеться, сесть, одеться). Используя туалетную бумагу, может попросить о помощи взрослого.

Дошкольный период

В дошкольный период актуализируются проблемы, связанные с посещением образовательного учреждения. Особенности развития детей, их психоэмоциональное состояние, атмосфера нового коллектива, личность воспитателя — все это компоненты новой системы, к которым работающим родителям придется приспосабливаться.

Родители должны обратить внимание на физическое развитие ребенка, если он начал часто и подолгу болеть. В период отсутствия заболеваний можно начинать закаливание. Оздоровляющие процедуры проводят систематически, начиная с принятия воздушных или солнечных ванн и заканчивая более сильнодействующими — обтиранием, обливанием холодной водой. Не стоит забывать о чистом воздухе: проветривайте помещение в отсутствие ребенка не реже пяти раз в день. Одевайте его по погоде, избегая перегревания или охлаждения.

Обратите внимание на особенности веса: завышенные или заниженные показатели могут привести к хроническим заболеваниям. Для коррекции массы тела разрабатывают соответствующую диету, активизируют двигательную активность.

Подростковый возраст

Особенности физического развития детей обусловлены кардинальными изменениями в организме, вызванными усиленной выработкой гормонов. В период с 9 до 14 лет отмечается резкий скачок роста, который приводит к определенным последствиям — непропорциональности частей тела, увеличении массы тела. Проявляются первичные и вторичные признаки полового созревания. Запах тела усиливается, активизируют жировые железы. Повышается утомляемость.

Подростки кругом

Перед родителями возникает ряд проблем, решение которых дается непросто, при этом показатели физического здоровья могут быть в норме. В подростковом возрасте уже должны быть сформированы навыки гигиены, однако многие дети не стремятся ухаживать за собой, поскольку не осознают происходящих изменений.

Отклонения в развитии или же нормативные для подросткового возраста изменения в организме могут вызвать целый ряд психологических проблем, в первую очередь, повышенной тревожности и сниженной самооценки. Подростков очень волнует мнение окружающих, однако в действительности они редко к нему прислушиваются. Например, при отсутствии внимания со стороны мальчиков девочка начинает думать, что причина этого явления — ее лишний вес. Она отказывается от полноценного питания, что приводит к развитию такого заболевания, как нервная анорексия. Такую же реакцию может вызвать шутливая оценка физического развития подростка со стороны взрослых или друзей-одногодок, вызывая нервные расстройства.

Закаливающие процедуры

Закалка, являясь одной из главных составляющих здорового образа жизни детей и подростков, формирует защиту от болезней — сильный иммунитет. Уникальность закаливающих процедур состоит в том, что их можно порекомендовать даже больному, за исключением острых лихорадочных заболеваний. Прогулка на воздухе, дозированная ультрафиолетовая ванна — вот тот минимальный набор оздоравливающих мероприятий, который будет полезен и младенцу, и школьнику, и подростку.

Дети и дорога

В закаливании детей и подростков важными условиями является умеренность и последовательность. Выбирая процедуры, учитывайте возраст ребенка, его физическое и психологическое состояние. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры полезны детям всех возрастов.

Самых маленьких закаливают в домашних условиях и в уличных, снижая с возрастом температурные показания: не менее 23°С — для новорожденных, 18°С — для годовалых и 14°С — детей старше трех лет. На улице малыш должен проводить не менее 2 часов в день при длительности прогулки в 10-20 минут. Осторожно закаливание воздухом проводится в зимних условиях. Грудничка до 3 недель не стоит выводить на улицу, если столбик термометра опускается ниже -5°С.

Солнечные ванны принимают до 11 часов при температуре не более 30°С, прикрывая чувствительные места одеждой. После проведенной процедуры ребенка можно обмыть теплой водой.

При закаливании водой температуру снижают постепенно, начиная с 37°С. Рекомендуется обтирать ручки, ноги, грудь, животик и спинку. При соблюдении всех правил при достижении 1 года можно проводить водные процедуры при температуре 25°С.

Все три вида закаливающих процедур для детей и подростков можно совместить во время летнего отдыха на море. Однако педиатры советуют не возить детей до 3 лет на морские курорты.

Как бороться с лишним весом или его недостатком

Казалось бы, противоположные отклонения в физическом развитии детей и подростков — избыток или недостаток массы тела — имеют сходные приемы исправления. Главная причина проблемы с весом — нарушение режима дня. Составными режима являются рациональная диета, умеренная физическая нагрузка, полноценный сон.

Мальчик и вилка

Суточный рацион ребенка должен быть богат белками, энергией, полезными для здоровья витаминами, минералами. Поставщиками белка в детский организм являются бобовые, нежирное мясо, рыба, яйца. Нерафинированная углеводная пища дает энергию, молочные продуты — кальций, витамины и пищевые волокна — овощи и фрукты.

Следует снизить количество сливочного масла, тортиков, пирожных, конфет, чипсов, сладкой газированной воды, контролируя детей и подростков.

Обедать надо в спокойной атмосфере, а не перед экраном телевизора или компьютера. Разовая порция должна соответствовать физиологическим потребностям. Умение правильно питаться — это залог правильного физического развития, здоровья детей и подростков.

Формирование правильной осанки

Нарушение правильной осанки детей и подростков чревато развитием хронических заболеваний, поскольку искривления напрямую влияют на работу внутренних органов. У ребенка, который держит спину прямо, расширяется грудная клетка, нормально функционируют и развиваются сердце и легкие.

Родителям не стоит заблуждаться, откладывая наблюдение за спиной ребенка на начало школьного периода. Уже в два-три года можно заметить нарушения физического развития, которые затем спровоцируют появление боли.

Ребенок спиной

Категорически не рекомендуется раньше положенного срока учить ребенка сидеть, стоять, ходить. Позвоночник и мышцы могут не справиться с нагрузкой, что будет иметь печальные последствия. Мамы должны следить за тем, чтобы ребенок подолгу не оставался в одной позе во время бодрствования и сна. В четыре года он все больше времени проводит в положении сидя, что также негативно влияет на его осанку. Существует еще целый ряд причин, вызывающих нарушение осанки. К ним можно отнести нарушение зрения, дыхания, аденоиды, плоскостопие или косолапость. Подростки часто гнут спину из-за неуверенности, робости.

Формированию правильной осанки грудных детей способствует специальный массаж, упражнения, которые тренируют мышцы, отвечающие за удержание спины в правильном положении. Самое простое из них — поднять ребенка и подержать в вертикальном положении. К трем-четырем годам упражнения можно усложнять по мере формирования других двигательных навыков: например, выгибать спину, как кошечка, ходить по линии, удерживая спину прямой, лечь на живот и раскинуть крылья, изображая птичку.

Физическому развитию детей и подростков, формированию правильной осанки способствуют занятия спортом. Хорошо помогает плаванье, лыжный спорт, специальная лечебная гимнастика.

Возможно Вам будет интересно:

Оставить комментарий