Читайте в этой статье:
Важнейшим навыком в развитии ребенка является умение читать. В современных школах уже принято, что все первоклассники должны это уметь. Поэтому обучать малыша чтению необходимо именно родителям, если это не включено в программу детского сада. И родители сталкиваются с вопросом, как научить ребенка читать. Методик обучения чтению сегодня существует огромное количество. Важно выбрать такую, которая бы подходила вашему ребенку по темпераменту, форме подачи материала, возрасту.
Когда можно начинать?
Занявшись вопросом, как научить ребенка читать, наверняка большинство родителей хотят, чтобы их малыш как можно раньше освоил это умение. Но немногие задумываются, когда начинать учить ребенка этой непростой науке. Специалисты утверждают, что слишком рано начинать занятия очень вредно. До достижения малышом возраста 2-х лет у него созревают мозговые центры, отвечающие за устную речь. А зоны мозга, ответственные за чтение и умение писать, формируются позже. И ранняя их стимуляция заставляет мозг перераспределять усилия, в итоге центры восприятия устной речи оказываются бездейственными. Поэтому крайне важно начать занятия вовремя. Когда же наступает возраст для занятий чтением?
На самом деле строгого определения возраста для начала занятий не существует. Зато существуют показатели развития ребенка, говорящие, что можно начинать учить ребенка читать.
Первым показателем является умение говорить полными предложениями и составлять из них связные рассказы, например, о каком-либо предмете, событии, мультфильме, книге.
Ребенок должен уметь правильно произносить все звуки, а также слышать и различать их. Чтобы проверить это, нужно попросить ребенка повторить произносимые слоги, например, «та-да-та», «ба-па-ба». Если звуки он воспроизводит точно, значит его фонематический слух развит хорошо. Помимо этого упражнения, можно показать ребенку рисунки с изображениями предметов, у которых в названиях различается только 1 звук, например, миска-мишка. При хорошей подготовке малыш верно произносит все названия предметов на рисунках.
Ребенок должен уметь различать такие понятия, как «вправо», «влево», «верх», «вниз», «сбоку».
Если малыш соответствует всем показателям развития, значит его можно начать знакомить с миром букв, слогов и слов. В среднем такие показатели соответствуют возрасту ребенка в 5 лет, но не ранее 3-х.
Методики обучения
Педагогами и психологами на сегодня разработано большое количество методик, из которых можно подобрать наиболее подходящую ребенку. Наиболее популярными из них являются следующие.
- Обучение чтению путем сложения букв. Этим методом учили раньше практически всех ребятишек. Сначала дети изучают произношение всех букв, а затем учат составлять из них слоги (например, «б» да «у», будет «бу»), из которых и получались слова.
- Методика Глена Домана. Она основана на фотографической памяти и предусматривает запоминание целых слов. Ребенку нужно несколько раз в день, но в течение короткого времени (около 2 минут), показывать карточки с написанными на них словами (1 карточка — 1 слово) и произносить изображенное слово. Как утверждают создатели методики, при этом ребенок запоминает написанное слово, сможет узнать его в тексте и произнести.
- Методика Н. Зайцева. По ней сначала нужно научить ребенка читать по слогам, из которых потом и складывают слова.
- Звуко-буквенная методика. Согласно ей, детей сначала учат на слух различным звукам, а потом обучают соотносить звуки с буквами.
Игровой подход к обучению
В занятиях важно применять игровой подход, ведь дети обучаются многим навыкам и умениям именно через эту форму деятельности. При игровом подходе сначала ребенка учат всем гласным буквам, которых в русском языке всего 10. Можно красиво написать буквы на отдельных листочках, развесить их по квартире и каждый раз, проходя мимо них, просить ребенка произносить букву. Нужно использовать как можно больше разных методов, которые бы превращали обучение в интересную игру. Можно просить малыша искать изученные буквы в мире вокруг: на вывесках магазинов, на рекламных стендах, в экране телевизора, в газете, книге и так далее.
Когда ребенок хорошо запомнит все гласные буквы, можно переходить к согласным. Буквы изучать лучше по одной, и также использовать игровой подход. Например, при изучении букв придумывать, на что они похожи, чтобы ребенку было легче и интереснее запоминать новую информацию. Так, буква «л» похожа на крышу дома, «с» — на половинку солнышка и так далее. Буквы можно нарисовать и даже вылепить из пластилина. Так малыш лучше запомнит новую информацию. Вместе с каждой новой изученной согласной буквой нужно составлять (из тех же кружочков) слоги или маленькие слова. Например, «ты», «мы», «да» и другие. По мере увеличения изученных согласных букв, следует составлять более длинные слова: «сок», «сук», «коса». Так можно научить ребенка читать по слогам. Для наглядности можно использовать карточки и кубики с написанными буквами или магнитную азбуку.
Игровой подход поможет ребенку изучать буквы с интересом и предотвратит быстрое утомление от процесса обучения. Ведь многие дети не хотят учиться, а такие занятия будут ребенку в удовольствие. Чем больше мама ребенку и он сам будут читать, тем быстрее будет процесс обучения чтению. В магазине можно попросить ребенка найти коробочку с определенным названием, например, конфет, на улице — прочитать название магазина. Важно сделать занятия и повторение материала регулярным, тогда труды родителей обязательно дадут хороший результат.
Как ускорить обучение?
Для более быстрого обучения ребенка чтению нужно усилить его интерес к процессу. Для этого родители могут прибегать к некоторым хитростям. Например, читая книгу, остановиться на самом интересном месте и сказать, что вы устали от чтения. Тогда ребенок может захотеть сам продолжить читать вместе вас.
Чтобы ребенок сам захотел поскорее научиться этому, нужно рассказывать ему, как важно уметь читать самостоятельно. Например, что он сам мог бы выбирать себе книги по названиям, читать их и не ждать, пока освободятся родители, читать вывески на улице, названия мультиков в телевизоре и др.
Читайте чаще ребенку книги вслух, чтобы он учился у вас, как это делается. Героев можно озвучивать с разной интонацией и скоростью чтения.
Конечно, родители обеспокоены и вопросом, как научить ребенка быстро читать. Проявить азарт у ребенка поможет прием чтения на время. Нужно взять несложную книгу, засечь 1 минуту на часах и предложить ребенку читать в течение этого времени. Потом сообщите ему результат. Такие тренировки стоит проводить периодически — ребенок заметит, что с каждым разом он читает все быстрее, и будет сам просить вас засекать время все чаще.
Когда ребенок научится вполне сносно читать вслух, нужно научить его читать книгу про себя. Он не будет тратить свои силы на произношение слов, соответственно, будет меньше утомляться и станет читать более длительное время. Это ускорит быстроту чтения и дает ребенку открыть для себя новую технику.
Нужно обращать внимание на ударение в словах, приводя различные примеры: «зАмок» и «замОк», чтобы ребенок понимал, что от ударения зависит и смысл слова.
Пусть ребенок немножко побудет учителем. Мама может написать слова с неправильными буквами, а он — исправит их. Слова при этом нужно брать самые простые, например, «кАт» вместо «кот», «стоД» вместо «стол», при этом указывайте на предметы, названия которых вы написали. Со временем можно усложнять слова, например, «кАрова», «лыжЫ» и т.д.
Используйте скороговорки для улучшения произношения и дыхания. Прочитайте скороговорку разными способами — медленно, быстро, громко, тихо. Начнете вы, а он повторит за вами все варианты.
Со временем ребенок должен при чтении, видя начало следующего слова, угадывать его. Так он научится быстро читать. Это умение можно тренировать, убирая конец слова или некоторые слоги посередине длинных слов, и просить ребенка прочитать слово целиком.
Что еще нужно учесть?
На первых занятиях нужно обратить внимание, заинтересовался ли малыш изучаемым материалом. Если этого не произошло и он активно отказывается заниматься, то следует либо сменить методику, либо на время отложить занятия. Скорее всего, он еще не готов к обучению. В это время можно уделить внимание развитию умениям говорить и слушать. Для этого нужно читать малышу книги вслух.
Если по прошествии небольшого количества времени он учиться читать все еще не желает, то нужно попробовать заинтересовать его. Пусть ребенок послушает различные звуки, изучит очертания букв, можно вместе с родителями придумать, но что они похожи. Сегодня производители предлагают массу изобретений для интересного обучения чтению — игрушки, произносящие буквы, озвученные плакаты с алфавитом, яркие кубики с азбукой, магнитные буквы. Возможно, его заинтересует одна из таких форм подачи материала, и малыш усвоит науку чтения с охотой.
Важно не заставлять ребенка учиться читать насильно, иначе можно его оттолкнуть его от занятий. Следует мягко и ненавязчиво заинтересовывать малыша, предпринимать новые попытки в этом, использовать разные формы и методы обучения. Нельзя ругать и осуждать его за то, что у него что-то не получается. Наоборот, нужно чаще хвалить малыша, ведь для него это будет отличным стимулом для продолжения занятий. При возникновении определенных трудностей нужно подбодрить ребенка, сказать, что родители тоже когда-то не умели читать и им было очень сложно научиться. Если малыш не понимает какого-то упражнения или оно не получается, то нужно переходить к следующему, а к неудавшемуся заданию вернуться несколько позже. Можно даже забыть о занятиях на некоторое время. Используя разнообразные методики и советы педагогов, можно за небольшое количество времени научить малыша довольно бегло читать. Главное — слышать и понимать своего ребенка, его желания и интересы.
Уверен, что помогает достичь наибольшего результата в обучении чтению наличие наглядных предметов. Наборы нарисованных или вырезанных букв, демонстрация их ребенку и произношение вслух с указанием на предмет, название которого с этой буквы.