Читайте в этой статье:
Вы — мама и папа маленького крохи. Важно, как этого кроху воспитать физически и психически здоровым. Каждый ребенок проходит ряд стадий развития. В этих стадиях родители обязательно должны разбираться. Хорошо, когда нервно психическое развитие малыша происходит нормально: он вовремя научился сидеть, узнает родителей, изучает игрушки и т. д. Но есть случаи, когда врач говорит, что ваш ребенок — с задержкой психического развития.
Для детей раннего возраста характерно запоминание новой информации, выделение объекта из фона. Дети с задержкой психического развития отстают от нормы. Например, плохо говорить в 3 года — это ненормально! Путать предмет и его назначение тоже не показатель нормального развития ребенка. Мы рассмотрим традиционные временные рамки развития ребенка.
Улыбнись мамочке, мой малыш!
Первый год нервно психическое развитие детей характеризуется освоением моторики. Младенец осматривается: учится фокусироваться на предметах, людях. Через месяц одарит вас улыбкой. Валяясь на животике, он будет пытаться поднять головку. На 2 месяце вы уже услышите «агу-агу», увидите, как внимательно ребенок следит за игрушками/людьми, которые движутся.
В 3 месяца малыш реагирует на попытки общения с ним. Его можно приподнять и поставить на ножки, естественно, удерживая в руках. В этот промежуток больше играйте с детьми, говорите, улыбайтесь, радуйтесь. Давайте возможность малышу свободно двигаться, переворачивайте на животик — пусть учится головку поднимать. С игрушками развитие детей раннего периода будет происходить быстрее. Если он сам не тянется к погремушке, дотроньтесь ее к ручке — это развивает навык вытягивания рук.
4-месячная кроха способна узнать бабушку, дедушку и остальных близких родственников. Уже звонко хохочет. Ручками захватывает висящую безделушку, бутылочку и мамину грудь при кормлении. Развитие ребенка в 5 месяцев: разная реакция на своих и чужих, может узнать голос мамы, различить интонации. Ребенок учится отличать свое имя и желает самостоятельно есть с ложки, пить из чашки.
Начинаем копировать маму и папу
С 8 месяцев малыш начинает копировать действия взрослых: бегает, стучит, кричит. С такими упражнениями, как встать, сесть, лечь, он справляется сам. А с помощью барьера или мамы-папы ходит по комнате, переступая, на носочках, как балерина. На следующем этапе для психологии развития ребенка характерно то, что он начинает плясать! По крайней мере, пытается. Ваш молодец различает и находит игрушки и уже повторяет слоги!
Взрослые должны обращать внимание на эти возрастные особенности детей. Поэтому, общаясь с крохой, используйте разную интонацию: строгую — для наказания, ласковую — для поощрения. Осваивайте новые движения: упала игрушка — пусть он ее поднимет, где-то далеко медвежонок — пускай поползет за ним или же с помощью преграды дойдет.
На 10 месяце жизни ребенка им можно командовать: подай, принеси, отнеси, закрой. Позже малютка пытается самостоятельно ходить и, конечно же, произносит первые слова-слоги: «ма», «да», «ав-ав» и так далее. В 12 месяцев развитие ребенка стремительно идет вперед: он сам катает машинку или же она сама одевает куклу, применяет разные действия к различным предметам. Сидит только сам, никакой поддержки (если не ленится), узнает людей на фотографиях! Понимает, что можно, а что лучше не делать. Все больше и больше старается говорить.
Сейчас для лучшего воспитания детей раннего возраста больше с ними общайтесь. Устраивайте забавы с другими детьми, покажите, как правильно обращаться с ровесниками, как поступить в ситуации типа «моя игрушка, отдай!». Используйте специальные игры, чтобы малыш мог освоить разные навыки.
Мы уже взрослые
Рассмотрим психическое развитие ребенка 1 года. Начинается сенсорный этап, то есть все движения, проделки становятся осознанными. Это этап самостоятельности: присесть, попрыгать, походить (уже начинает передвигаться без помощи). В игре чадо исполняет указания взрослых (расчесать куклу, собрать кубики, пирамидку). В 1,6 года малыш станет собирать-складывать по образцу. Сейчас для детей раннего периода свойственна большая координация движений, расширенный запас слов — 30-40.
Психология развития ребенка в 2 года продолжает характеризоваться самостоятельностью: пытается сам одеваться, сам складывает простые конструкции типа домика. Рассматривая картинки, может отвечать на вопросы (своими простыми словами) касательно изображения. Некоторые предметы различает по величине. Родители, старайтесь придумывать такие игры, в которых будет отражаться окружающий мир: малютка познает окружающую среду в игре.
В течение 2 года жизни ребенок должен располагать 300-400 словами. Игровые действия становятся логично связанными. Например, раздел куклу, покупал ее, одел, покормил. Малыш способен выбрать разноцветные предметы (понимает четыре цвета: красный, желтый, синий, зеленый). Активно шагает через препятствия на полу. Самостоятельность еще та: сам оденусь, сам разденусь, но еще сам пуговицы не застегну и шнурки не завяжу!
Возрастные нормы в 3 года приближаются к взрослым, то есть ребенок в игре исполняет какую-то роль (доктор, мама, сестра…). Подражание в этот период наиболее сильное, поэтому, родители, думайте, что делаете и что говорите при малыше. Его словарный запас расширяется до 1200-1500 слов, начинаются вечные вопросы «Зачем?» и «Почему?». Психика детей раннего периода позволяет учить все новое, но ни в коем случаи нельзя умственно и физически их перегружать.
Что должен знать, уметь и понимать ребенок до 3 лет?
В итоге, нормальное нервно психическое развитие детей от рождения до 3 лет имеет ряд «последствий». У мальчиков и девочек появляется своя психология поведения: предметно-орудийная (мальчишки) — ведет к развитию абстрактного мышления и коммуникативная (девочки) — развитию социального, интуитивного мышления.
В трехлетний период ребенок на 90% работает над своим языком, в это время психическое развитие человека проходит половину пути. Начинает формироваться личность. К 3 году у крохи появляются представления о себе: мои ручки, ножки, моя голова. Родители должны ему помогать познавать себя, узнавать свою внешность. До 3 лет малыша интересует все, что связано с ним, даже тень!
До 3 лет ребенок понимает, мальчик он или девочка. Знания о половых отличиях черпаются из внешнего мира, в котором много разнополых людей. Возникает понятие самосознания: если хвалить малыша за какие-то действия, то он будет стремиться их повторить, дабы заслужить похвалу.
Что касается словарного запаса, то к 3 годам ребенок должен составлять не менее 1000 слов. Это достигается в результате постоянного общения с ним. Умственное развитие детей раннего возраста проходит пару стадий: моторную и сенсорную. Сначала ребенок наблюдает за предметами (как с ними играют родители), потом и сам начинает манипуляции с игрушками (развивается мыслительная деятельность). Для детей раннего периода характерен эгоцентризм — осознание своей обособленности от других людей.
Есть такие возрастные особенности, как страхи. Например, игрушку спрятали, малыш боится, что и его не станет. Вода из крана течет «в неизвестном направлении» — а вдруг и кроха туда попадет. Это все проходит по мере восприятия мира, развития мышления.
Мой ребенок не такой, как все
Ребенок вовремя не начинает осваиваться в окружающем мире: в 1 месяц не реагирует на голос, в 2 — не держит голову в вертикальном положении и так далее. Сначала эти задержки не вызывают волнения, не все же должно быть точно по нормам. Но с дошкольного возраста врач может диагностировать, что ваш ребенок с задержкой психического развития. Звучит страшно, как приговор. Но если узнать подробнее что к чему, то понимаешь, что все в твоих руках. Их только нужно не опускать, а стремиться все исправить.
Что же такое задержка психического развития? Это процесс замедленного темпа развития психики. То есть нарушение внимания проявляется в повышенной отвлеченности, неспособности сконцентрироваться. При задержке эмоционально-волевой сферы ребенку не хочется, сложно сделать усилие над собой, чтобы выполнить просьбу, задание. Нарушается восприятие, труднее узнать предмет в другом ракурсе. Проблемы с памятью проявляются в том, что такие дети запоминают лучше невербальный материал (поэтому могут хуже говорить). Отстает и процесс мышления (хромает синтез, анализ, сравнение).
Задержка психического развития — это не норма, но и не патология!
Почему происходит задержка психического развития?
Биологические причины:
- мама перенесла во время беременности какую-то болезнь либо чем-то хронически больна (диабет);
- токсикоз;
- мама, будучи беременной, курила, пила и, хуже всего, употребляла наркотики;
- если у родственников малютки есть неврологические, психические заболевания;
- патологические роды (преждевременные, кесарево сечение, ошибка врача);
- разные инфекционные заболевания, которые малыш перенес в раннем детстве.
Социальные причины:
- неблагополучная семья;
- нет контакта с матерью;
- с малышом мало общаются, играют, дают ему недостаточно информации, ничему не учат;
- для крохи делают все, что ему не нужно совершать даже малейших усилий;
- постоянная агрессия со стороны окружающих (бьют, кричат);
- психологические травмы (отец избивает мать в присутствии детей).
Задержка психического развития разделяется на такие виды:
- Конституциональные нарушения — гармонический инфантилизм. Развитие ребенка нестабильно: повышенный эмоциональный фон, привязанность к маме, несамостоятельность. Ближе к школьному возрасту учебная мотивация не заменит интерес к играм. Ему трудно делать выбор, усилие над собой.
- Соматогенные нарушения — результат длительной болезни малыша, аллергий, инфекций. Он становится физически ослабленным, но психика тоже страдает. Он быстро устает, нет желания что-то познавать. Задержкой психического усовершенствования может послужить и чрезмерная опека.
- Дети с задержкой развития психогенного вида. Сюда относятся все причины неблагополучной семьи: побои, крики, угрозы, насилие над малышом, недостаточное внимание. Отсюда страх, нерешительность, неуверенность, отсутствие инициативы, застенчивость, неспособность отвечать за свои поступки. Разве эти черты помогут в жизни?
- Церебрально-органический вид. Задержка психического развития такого типа наименее безопасна. Она связана с повреждениями центральной нервной системы. Причины ее нарушения — недоношенность, поздние роды матери, нейроинфекции, травмы при родах. Сюда можно включить и нежелательную беременность. Такие дети не заинтересованы жизнью, окружающими, слабо проявляют эмоции.
Это основные виды ЗПР.
Как бороться с задержкой психического развития?
Известно, что диагностировать болезнь можно в дошкольном возрасте, где-то в 5-6 лет. Тогда более явно проявляются такие симптомы, как тревожность, нерешительность, агрессивность, отставание от сверстников в элементарных умениях (самостоятельно одеться, обуться, поесть), замкнутость и явное отстранение от людей и т. д.
Дети с задержкой психического развития не умственно отсталые! Они пытаются понять то, что читают, они могут использовать постороннюю помощь и направлять ее на схожие задания. И главное, их психика поддается лечению, вернее коррекции. Чем раньше выявлена задержка психического развития, тем лучше. Но еще лучше — предупредить!
Прежде всего для беременной мамочки нужны нормальные условия, без стрессов, болезней и всех ранее перечисленных факторов ЗПР. Конечно, с появлением малыша уделяйте ему внимание. Следите за тем, чтобы его моторно-сенсорный этап проходил как надо (пусть не день в день, но если в полгода он еще не берет игрушки, есть над чем задуматься).
Посетите врача-невролога для большего успокоения. Можно сразу после родов, можно через месяц, можно тогда, когда у вас возникают какие-то сомнения по поводу развития малыша. Для раннего возраста специалист проверит наличие рефлексов, взаимодействие ребенка со взрослыми. Врач поймет, есть ли у крохи задержка психического развития. Не пренебрегайте рекомендациями и медикаментозным лечением, если такое понадобится.
Для развития ребенка очень важен телесный контакт. Обнимайте, целуйте, гладьте, берите на руки. При таком контакте малыш первые 3 месяца познает мир, себя, свое тело. Дайте ему это сделать полноценно. Смотрите в глаза крохе, когда говорите с ним. Ласковый взгляд действует успокаивающе. Учите новому, помогайте совершать различные движения, танцуйте, вовлекайте в игру и т. д. Делайте все возможное, чтобы ребенок приспособился к новому миру.
Конечно, психическое развитие ребенка не полностью зависит от воспитания (вспомните биологические факторы неправильного функционирования психики малыша). Но если забросить свое дитя, не уделять ему внимания, вне зависимости от возраста, не любить, не общаться, не играть и еще много других «не», то его нервно психическое развитие не будет нормальным. Это все отразится во взрослой жизни: появятся застенчивость, эгоизм, ненависть… Любите своих детей!