Особенности этапов развития ребенка до года

Молодые мама и папа, ставшие родителями в первый раз, наверняка не знакомы с тем, какие существуют этапы развития ребенка, каковы их главные характеристики, чем одна стадия отличается от другой. Попробуем разобраться с этой важной проблемой.

Маленький малыш

Рефлексы малыша, которому еще нет месяца

Итак, чем одномесячный ребенок отличается от детей более старшего возраста? Как он проявляет себя, привлекает к себе внимание, знакомится с окружающим миром? Малышу присущи несколько простых рефлексов, каждый из которых имеет свое название. Вот они:

  1. «Подошвенный» рефлекс. Он заключается в следующем: если прикоснуться пальцем к стопе детей, провести по ней пальчиком, то они автоматически дернут ногой.
  2. «Хватательный» рефлекс. Его суть такова: если младенцу дать палец, прикоснувшись к его ладошке, он инстинктивно сожмет палец.
  3. «Сосательный» рефлекс: если прикоснуться к губкам младенца, он вытянет их в трубочку и примется сосать.

К одному месяцу интеллектуальное развитие ребенка проявляется несколькими умениями. Так, к примеру, кроха уже внимательно смотрит на вещь, которая не двигается. Если на малыша посмотреть, приблизив к нему свое лицо, он сосредоточит на вас свой взгляд. Когда ребенок лежит на животе, он самостоятельно поднимает свою головку и изо всех сил старается удержать ее в таком положении.

Ребенок лежит

Формирование интеллекта у детей происходит, если с ними достаточно много общаться, проговаривать им слова, улыбаться им, звенеть рядом с ними гремящими игрушками.

К звукам колокольчика или пластиковой погремушки малыш прислушивается, иногда может занервничать, заплакать, слишком громкого звука может испугаться, вздрогнув. Если у ребенка до года заботливые родители, он, скорее всего, начнет рано говорить, потому что мама и папа будут постоянно разговаривать с ним, а он в ответ — издавать неопределенные звуки вроде «у-у», «а-а» и т.д. Движения теперь будут сопровождаться речевыми проявлениями.

Малыш в возрасте до месяца сжимает ручки в кулаки очень крепко. Если же попытаться раздвинуть его пальчики и дать ему игрушку, он схватит ее. В большинстве случаев — сразу же бросает. Если кроху посадить, он будет держать голову на одной прямой с позвоночником. Однако так рано сажать детей, как известно, нельзя.

Навыки, характерные для второго месяца жизни

В возрасте двух месяцев малыш может порадовать вас уже более сформированными навыками. Интеллектуальное развитие ребенка в эти дни характеризуется следующими умениями:Мама и малыш

  • если крохе улыбнуться, он улыбнется тоже;
  • в речи появляются разнообразные звуки;
  • малыш смотрит на продвигающийся мимо него предмет, не спуская с него глаз;
  • если ребенок лежит на животе, он поднимает свою головку на 45°;
  • когда сидит, может держать голову практически прямо, но делает это не очень уверенно;
  • если слышит звук, вертит головой, чтобы понять, откуда он исходит;
  • когда от ребенка, лежащего в кроватке, отходят, он смотрит на уходящего, а когда тот подходит — встречает его взглядом;
  • если малыш нервничает, плачет, ему можно дать соску, это успокоит его;
  • еще одна возможность успокоить малыша — взять его на ручки, показаться в поле его зрения;
  • ручки ребенка сжаты в крепкие кулачки, отогнувшийся же палец малыш сразу же начинает сосать.

Что умеет ребенок в три месяца?

Мы рассмотрели этапы развития интеллекта ребенка до двух месяцев. Он уже многое умеет к этому моменту. Когда же ему исполняется три месяца, можно наблюдать, что малыш:

  • гулит, слыша звуки (как бы отвечает на них);
  • если рядом мама и папа, привлекает внимание к себе;
  • часто хнычет, иногда сильно кричит, если ему что-то не нравится;
  • громко смеется;
  • если его поднять и держать в положении стоя, будет упираться ногами в плоскую поверхность;
  • трогает игрушки, привязанные над кроваткой, задевает их руками;
  • хватает игрушки и сразу тащит их к себе в рот;
  • самостоятельно поднимается с помощью локтей, держит в поднятом состоянии головку в продолжение 10 секунд;
  • может перевернуться на бок, если лежит на спинке;
  • ищет глазами место или предмет, откуда идет звук, и находит его;
  • руками трогает нос, глаза, ушки, изучая себя;
  • уже не лежит с постоянно сжатыми кулачками, разгибает пальчики.

4 и 5 месяцев — более активное развитие

Счастливый малышК четвертому месяцу интеллектуальное развитие ребенка достигает приличного уровня. Так, малыш уже из десятка людей находит свою маму, радуется ей больше, чем остальным. Если ему улыбнуться, он тоже вытянет рот в улыбку и станет гулить. Осваивает несколько слогов. Тянет игрушку уже двумя руками сразу. Голову может поднять на 90°, когда лежит на животе. В положении лежа на спинке чуть-чуть приподнимает и голову, и плечи. Взятые в ладошку игрушки трясет. Заразительно смеется. Некоторые игрушки ему нравятся, другие — нет. Когда ест из бутылочки, сам ее придерживает ручкой. Издает визги, когда ему весело. Начинает бояться, радоваться, любопытничать. Если ребенка пощекотать, он зальется веселым смехом. Смотрит на себя в зеркало. Если услышит мелодию, умолкает и прислушивается. Пытается двигаться в своей кроватке, и ему это удается.

Пятая стадия развития ребенка до года относится к возрасту пяти месяцев. В это время малыш начинает совершать кувырки. Если ему дать погремушку или другую игрушку, схватит ее и будет с ней играть. Некоторые предметы притягивает к себе, бросает их, берет снова. Тянет в рот собственные пальчики на ногах. Бутылочку со смесью удерживает самостоятельно двумя ручками. Разглядывает лица, изображенные на картинках, например, в книжках. Когда ест, постоянно отвлекается на игры. Если у него отбирают игрушку, начинает нервничать и пытается воспротивиться. Уже умеет произносить кое-какие твердые буквы вроде «л», «б», «д». Если очутился в неизвестном для него месте, смотрит по сторонам, пытаясь понять, где он. Если из ручек упала вещь, обязательно посмотрит вниз, отыскивая предмет глазами.

В шесть месяцев ползем, в семь — сидим!

Шестая стадия развития ребенка до года демонстрирует, что у детей появляется желание ползать. Передвигается он в положении лежа на животике. Умеет делать наклоны в разные стороны. Может перевернуться на бок, если лежит на спинке. Кружку самостоятельно держит, если у нее есть ручка. Если малыша придерживать, он будет сидеть. Ему нравится играть, используя продукты питания. Когда рядом разговаривают взрослые, слушает их беседу. Отвлекается на музыку, даже перестает плакать. Узнает собственное имя, отзывается, когда его зовут. Может резко занервничать или, наоборот, начать радоваться и веселиться. Берет игрушки или предметы из одной посудины и кладет их в другую. Всячески лепечет, гулит. Если спросить у него какой-либо предмет, он отыщет его глазами. Учит новые твердые буквы: «с», «ф», «м». Очень тщательно и внимательно смотрит на предметы, изучает их внешние характеристики, ощупывает их.

Ребенок много двигается, практически сидит самостоятельно. Иногда помогает себе ручками. Кое-кто из детей ползает задом наперед. Предметы берет иногда уже не всей ладошкой, а отдельными пальчиками. Две игрушки сталкивает друг с другом, бьет одной об другую. Различает по интонациям, когда произносят «нет», «нельзя». Встает на четвереньки и начинает качаться в стороны. Смотрит на себя в зеркало и ладошкой гладит его. Пропевает отдельные слоги, например «да», «ба», «па», «ма», и это признак того, что развитие интеллекта идет полным ходом.

Любопытство повышается к последующим трем месяцам

У ребенка до года в это время проявляется любопытство. Малыш активно ползает. Вещи берет и очень длительное время играет с ними. Может долго сидеть самостоятельно, без поддержки, но иногда падает на бок. Сильно привыкает к маме и папе, чужих людей боится, не идет к ним на ручки. Если его берут силой — ревет, просится к маме. Произносит первые слова — «мама» и «папа», причем понимает, когда их нужно говорить. Все, что его окружает, тащит в рот, хочет испробовать, вкусно ли это, съедобно ли. Сильно машет ручками, уже умеет хлопать в ладошки.Мальчик и девочка играют

В возрасте 9 месяцев ребенок начинает в прямом смысле слова совать свой нос везде и всюду. Развитие интеллекта детей в это время показывает, что им интересно играть с бумагой, они могут смять листок в ком или порвать его. Пластилин или глину активно мнут ручками. Перелистывают странички книги. Обеими руками ребенок поднимает тяжелые для него и крупные предметы, мелкие же берет пальчиками. Держась за опору, может ходить, переступает ножками. Если его спрашивают, где рот, нос, глазки и так далее, указывает на них (на себе, на другом человеке, на своей кукле или мягкой игрушке). Засовывает пальцы в дырки, например, пытается просунуть в розетку. Повторяет услышанные звуки. Развитие интеллекта убыстряется: если его попросить что-нибудь сделать, что ему под силу, делает это.

Позже кроха самостоятельно встает на ножки, держась за опору. У нее же ходит. Потом садится. Очень активен, не желает сидеть на одном месте, из-за этого порой плохо спит. Если включают музыку, малыш начинает топать ножками, кружиться, качаться в разные стороны, всячески пытается станцевать, поет. Берет сразу две вещицы в одну руку и несет их. В незнакомых для себя местах чувствует себя неуютно, просится к родителям. Выдвигает полки, смотрит, что лежит в коробках. Мелкие предметы кладет в большие. Повторяет движения взрослых. Ему очень нравится использовать воду в своих играх.

11-12 месяцев — растем и развиваемся

Малыш машет «пока-пока», четко говорит «мама» и «папа», произносит другие простые слова типа «дай». Катает шарики, мячи. Учится стоять самостоятельно без поддержки.

Не всегда ест, что ему дают. Хорошо ходит и стоит. Хнычет без причины. Шутит. Берет ложку, пьет из чашки. Строит пирамидки, играет в кубики. Проговаривает новые слова.

Таковы этапы развития ребенка в течение первых 12-ти месяцев жизни.

Оставить комментарий