Читайте в этой статье:
Игры для развития ребенка важны как в раннем, так и в дошкольном возрасте. Будучи еще совсем маленьким, ребенок познает мир и учится играть в простые и веселые игры. По истечении времени он постепенно привыкает к школьной деятельности, которую можно назвать трудовой. Для младших школьников следует подбирать не только обычные, но и развивающие игры. Они должны стимулировать интерес к учебе и познанию мира. Таким способом дети проще усваивают школьную программу, а сама игра приносит колоссальное удовольствие.
Развивающие игры помогают усовершенствовать логику, концентрацию внимания, более того, они помогают ребенку завести приятельские отношения со сверстниками. Любая развивающая задача направлена на то, чтобы выработать стремление к победе, а это, несомненно, пригодится и во взрослой жизни. В процессе также развиваются мотивационные качества, появляется способность к прогнозированию и в результате набирается определенный житейский опыт. Дети могут сами выбирать альтернативу, будучи еще совсем маленькими. Иногда возникает вопрос, какова роль игры в развитии ребенка? Почему детям так нравится играть? Интерес возникает потому, что в процессе реализуются желания ребенка и самое главное из них — одержать победу.
Основные типы игр, их главные предназначения
Для родителей важно знать, что между игрой и учебой имеется огромнейшая разница. Много специалистов замечают, что современные школы уделяют очень мало внимания развивающим задачам. В результате у школьников пропадает желание учиться и узнавать новое. Для того чтобы стимулировать желание отвечать на уроке, имеется ряд дидактических игр, которые подразумевают плавный переход к учебной деятельности. Таким образом, можно развить внимание, мышление, память, плавно приучить к новому и более сложному. Главной задачей учителя является тонкий, интересный переход к новой деятельности.
Если ребенок находится в младшем дошкольном возрасте, для него можно выделить 3 основных типа игр: первый — возникающий по желанию самого ребенка, второй — по инициативе взрослого (родители хотят обучить ребенка тому или иному ремеслу), и третий тип — увлекательные народные, которые могут возникнуть по инициативе ребенка и взрослого.
Вышеперечисленные типы игр могут быть охарактеризованы множеством подвидов, например, сюжетная, театральная, экспериментальная. Данные виды являются наиболее благоприятными для развития мозга детей, в частности, воображения и творческих способностей. Если малыш сам является инициатором игры — это большой плюс, и говорит это о том, что он сам желает познать мир. Родители ни в коем случае не должны игнорировать подобную инициативу.
Чем полезны дидактические задачи?
Дидактические игры, в отличие от вышеперечисленных, интересны не всем детям, однако важно стимулировать интерес. Они хорошо помогают развитию внимания и памяти, также интеллектуальные способности школьника. Главное отличие дидактических игр на развитие внимания и памяти заключается в том, что в них имеется определенный перечень правил, которых нужно придерживаться. Такие занятия полезны и по той причине, что ребенок может повести себя абсолютно по-разному. Возможно, он будет творчески использовать те знания, которые получил.
Очень интересно играть в словесные игры на развитие внимания и памяти. Они могут быть основаны на ассоциациях. Благодаря им малыш развивает собственную фантазию, углубляет знания о тех или иных явлениях, анализирует признаки предметов, сопоставляет их. При помощи таких знаний происходит развитие внимания, значительно обогащаются интеллект и воображение. Следует обозначить еще один тип игры, который основывается на признаках схожести. Детям может быть предоставлена задача на схожесть и различие предметов. Она является очень полезной, поскольку помогает классифицировать предметы, выявлять их черты. Существует много игр для развития ребенка. Они помогают улучшить быстроту реакций, что тоже очень полезно.
Народные игры способствуют развитию человеческих качеств у детей. Они развивают смелость и коммуникативные способности. Для того чтобы интересно было играть, взрослому необходимо создать подходящую атмосферу и пространственную среду. Родители должны сделать так, чтобы вокруг появилась особая предметно-творческая аура.
Для учителя важно привить интерес к дидактической игре на развитие внимания и памяти. Школьник должен заинтересоваться тем, что приготовил для него преподаватель. Задача может носить поисковый характер, что также развивает мышление. Она должна быть увлекательной, и это самое главное. У детей не должно возникать желания бросить ее в самом начале. Дидактическая игра отличается и тем, что может быть проведена на разных этапах урока.
Игры на развитие внимания и памяти
Развивающая игра занимает важное место в жизни ребенка. Она обладает характерными особенностями, которые помогают для развития мозга, памяти мыслительных и логических способностей. Развивающая игра может представлять собой определенный набор задач, которые дети решают самостоятельно. Дается определенный перечень материалов, например, кубики, шарики, квадратики, пазлы. Головоломка может быть как плоская, так и объемная. Собирая ее, ребенок знакомится с основными способами передачи информации. Несомненно, все игры можно подразделить по степени сложности, иногда можно встретить такие, которыми интересуются даже взрослые. В отличие от обучения, игра имеет более интересное значение для малыша и для школьника. Благодаря ей он смело может совершенствовать способности, развивать определенные навыки, преодолевать препятствия с интересом.
В процессе обучения школьник узнает, что такое исполнительность и приучается к этому качеству. Взрослым необходима своя тактика в процессе игры. Они должны минимум помогать ему, поскольку именно так у детей формируется собственная точка зрения. Ребенок узнает, как бы он поступил в данной ситуации.
Ни в коем случае не требуйте скорейшего решения задачи, не подгоняйте детей и не давайте много подсказок. Возможно, в данный момент у школьника нет настроения решить задачу. Можно подождать до завтра или еще пару дней. Прежде всего, должно появиться желание к развивающей игре. Решение головоломок предстает в форме образа, узора, рисунка. После этого ребенок думает, будет ли то или иное решение верным.
Чему учится школьник в процессе игры?
Часто бывает так, что дети сами совершенствуют задачу, конечно, не без помощи взрослых. Школьнику очень интересно придумывать свои головоломки и составлять к ним множество вариантов ответа. Таким образом, дети вовлечены в творческий процесс. В результате заметно улучшается мышление, развиваются интеллектуальные способности. Главным принципом игрового обучения должен быть переход от простого к более сложному. Дети должны сами захотеть узнать больше. Развивающие головоломки и различного рода задачи полезны с самого раннего возраста. Следует повторить, что подобные занятия не должны носить принудительный характер. Они могут быть весьма разнообразными по содержанию. Иногда в одной игре бывает несколько интересных преград, которые нужно преодолеть.
В процессе решения задачи или головоломки родители тоже учатся. Они развивают свои мыслительные способности и в то же время учатся не мешать малышу. Мама и папа осознают, что дети должны сами додуматься, как решить задачу. Развитие ребенка начинается с того момента, когда родители предоставляют возможность самостоятельно мыслить и выбирать варианты решений. Логические задачи помогают детям систематизировать и классифицировать материал, находить методы его комбинирования. В результате школьник видит свои ошибки, представляет и воображает исход действий.
Игра не является преобладающим видом деятельности, однако она хорошо стимулирует к деятельности. Решение логических задач — один из главных источников развития. Через непринужденную игровую деятельность происходит моральный и интеллектуальный рост, который в значительной обогащает духовные качества ребенка.