Как помочь развитию речи у детей раннего возраста?

Развитие речи у ребенка начинается почти с самого момента его появления на свет. Огромную роль в этом процессе играет общение мамы со своим крохой во время кормления и купания, прогулок или укладывания спать. Воспринимая обращенные к нему слова взрослых, малыш постепенно учится реагировать на них сначала эмоционально, улыбкой, а позже стараясь издавать ответные звуки (гуление).

Еще до формирования активной речи ребенок обучается и диалоговой речи, когда взрослые, спрашивая ребенка о чем-то, обращаясь к нему, вслед за этим сами дают ответы на свои вопросы, подкрепляя их мимикой или жестом.

Мама с девочкой читают книгу

К возрасту 12 месяцев, когда начинается формирование собственно речи и ее словесного выражения, ребенок уже имеет достаточно большой пассивный словарь (слова, которые он знает и понимает, но не умеет пока произносить).

На основании заложенного в младенческом возрасте (до 1 года) фундамента и начинается формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

Поэтому так важно общаться с малышом, начиная с 1-го месяца его жизни. Способствуют восприятию и формированию речи всевозможные песенки, ласковые стишки и потешки, простые обращенные к ребенку слова, произносимые эмоционально, с хорошо выраженной мимикой во время любого действия мамы.

Как развивать речь у ребенка раннего возраста?

Можно выделить такие этапы развития речи у детей до годовалого возраста:

    1. В 3-4 месяца малыш уже хорошо держит головку и может некоторое время лежать на животике, рассматривая окружающий мир. В это время можно раскладывать перед крохой разные предметы, обязательно называя их. Важно проговаривать каждое свое действие. Например: а куда пойдет Вася? Вася пойдет купаться (спать, гулять, кушать). Проговаривать подобные слова надо спокойным, доброжелательным тоном, с ласковой улыбкой, можно немного растягивать ударные гласные звуки, придавая словам мелодичное, песенное звучание. В это время чадо уже реагирует на игру «Коза рогатая», «Поехали-поехали»:Девочка пишет
      1. Простые рифмованные слова (идет коза рогатая за малыми ребятами: кто кашки не ест, молочка не пьет, того коза забодет-забодет), сопровождаемые движениями рукой, сложенной в виде «рожек», надо произносить плавно и нараспев, с улыбкой.
      2. Еще одна игра — стишок «Поехали-поехали, за грибами, за орехами. Приехали-приехали, и с грибами и с орехами» сопровождается покачивающими, потряхивающими движениями, имитирующими поездку. Ребенок в это время находится на руках у взрослого. Ритм произнесения должен соответствовать ритму движений.
    2. В 4-6 месяцев малыш начинает издавать первые звуки — гулит. Эти звуки должны вызывать ответную реакцию родителей, изображаемую радостной улыбкой и ответными звуками, имитирующими те, которые издает дитя.В этом возрасте можно начинать целенаправленно развивать речевой аппарат маленького человека:
      1. Сесть лицом к ребенку и надуть щеки. Повторять несколько раз, стараясь вызвать подражание. Когда щеки не надуты, нужно весело улыбаться, давая понять, что это такая новая игра.
      2. Высунуть язык, можно с выдохом через рот, издавая характерные звуки. Улыбаться ребенку в промежутках, проговаривать действия.
      3. Высовывая язык, облизать кончиком губы влево-вправо, нижнюю, верхнюю, как только подскажет воображение. Не забывать улыбаться, проговаривать, провоцируя ребенка на повторение.
      4. Протяжно произносить гласные звуки, имитируя гуление ребенка и провоцируя его на включение в игру.
      5. Давать ребенку игрушки или любые безопасные предметы, которые он сможет зажать в кулаке, облизать. Сделать попытку отобрать у малыша зажатый в руке предмет, обязательно проговаривая процесс. Например, как хорошо Вася держит (назвать предмет), отдай маме (назвать предмет). Не забывать о доброжелательной улыбке и спокойной ласковой интонации.Маленький мальчик
    3. В полугодовалом возрасте начинается новый этап в развитии речи ребенка: он осваивает произнесение слогов, лепет. Выражается это в однократном или многократном повторении одинаковых слогов «ма-ма-ма», «та-та-та и других сочетаний. Влиять на речевое развитие детей раннего возраста взрослые должны, общаясь в это время с ребенком как можно больше, произнося короткие слова из 1-2 одинаковых слогов в ответ на звуки, издаваемые им. Игры и действия по-прежнему проговариваются.
      В это время ребенок хорошо реагирует на игры в прятки или поиски игрушки, спрятанной в коробочке. Закрывая лицо руками, взрослый спрашивает: «Где мама?», открывая лицо, произносит: «Ку-ку, а вот мама!». Показывая малышу игрушку, взрослый называет ее: «А вот киса! Как мяукает киса? Мяу-мяу! Это наша киса!», потом игрушка откладывается в сторону и следует вопрос: «Где киса?». Ребенок взглядом находит игрушку или тянется к ней, взрослый проговаривает: «Вот она, киса! Мяу-мяу!». Впоследствии игра усложняется: игрушку кладут в коробочку, спрашивая у крошки, где она.Много пользы принесут игры в «Ладушки» или «Сороку»:

      1. «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку. Кыш, полетели, на головку сели». При словах «Ладушки, ладушки…» — показать ребенку, как хлопают в ладоши, похлопывать его ручками. При окончании стишка производят движение улетающих и «садящихся на головку» рук малыша.
      2. «Сорока-сорока, кашку варила, деток кормила» — ладошка малыша поглаживается круговыми движениями маминого пальца, затем пальчики начинают по одному загибать, как будто считая: «Этому — дала, этому — дала… А этому — не дала!». Такое упражнение способствует формированию мелкой моторики пальцев и напрямую связано с развитием речи у детей раннего возраста.

Мальчик поетСреди развивающих речь занятий должны присутствовать игры с называнием частей лица и тела у куклы, ребенка и взрослого. Игрушку рассматривают, называют ее и концентрируют внимание ребенка на одной из частей тела, называя ее: «А вот у ляли ручка. Ручка! А у Васи где ручка? Вот у Васи ручка! Где у мамы ручка? Вот у мамы ручка!»

Для развития мелкой моторики пальцев ближе к году ребенку надо давать рисовать пальчиковыми красками, цветными карандашами или мелками, разбрасывать некрупные игрушки, предлагая собрать их в ящик или в кучку. Хорошим подспорьем станет «волшебный мешочек» с разными игрушками. Взрослый показывает часть игрушки (голову кошки, кабину машины и др.), оставляя все остальное закрытым. Спрашивает, что это и, услышав ответ, называет игрушку, доставая ее полностью. Спрашивает, какие звуки издает изображенный игрушкой объект, побуждая ребенка к звукоподражанию.

Развитие речи у детей старше 1 года

После года ребенок обретает неведомую ему до сих пор свободу: он уже ходит и ему доступны самые разные уголки в доме. На этом этапе формируется любознательность, что вызывает постоянное волнение за ребенка и ограничивать его передвижение. Очень важно не запрещать крохе брать разные предметы, тащить их в рот, играть с ними — он познает мир, ему это нужно. Для его безопасности и своего спокойствия надо убрать подальше все, что может представлять даже минимальную угрозу для здоровья малыша и позволить ему свободно осваивать всю территорию дома.Мама и мальчик

Уже в 1-м полугодии малыш начинает переводить часть слов из пассивного словаря в активный. Часто предметы или явления, сходные между собой для восприятия, он называет общим для них словом. Родители обязательно должны проговаривать все свои действия, которые видит ребенок. Развивать речь в это время помогают такие игры:

  1. Предлагайте малышу выбрать из нескольких игрушек одну и побуждайте назвать ее.
  2. Играя с ним, показывайте и проговаривайте действия игрушки-персонажа: собачка пошла, легла спать, кушает. Вовлеките в игру ребенка, спросите, что делает персонаж игры, предложите обратиться к нему, позвать или назвать персонаж по имени.
  3. Большое значение имеет выделение некоторых свойств объекта при помощи интонации: большая собачка лает или разговаривает грубым голосом, маленькая — высоким.

Ребенок приобретает возможность отыскивать спрятанные игрушки (под подушкой, в углу и т.д.). Игра обязательно должна приносить радость, поэтому игрушки прячутся не очень хорошо, чтобы их можно было найти.

Незаменима роль детской книги в развитии речи детей раннего возраста. Для привлечения внимания выбирайте такие книжки, содержание которых будет понятно малышу. Яркие картинки побуждают к рассматриванию их и называнию изображенного, имитации звуков, издаваемых им. Чтение должно быть хорошо интонировано и выразительно.

Упражнения для развития речи

Чтобы сформировать артикуляционный аппарат ребенка, ему можно предложить выполнять в виде игровых действий следующие упражнения:

  1. Для развития речевого дыхания очень полезно учиться делать плавный и долгий выдох ртом, с напряженными губами. Хорошо тренирует такой навык сдувание легких предметов со стола или с руки. Эта игра может иметь множество вариантов:
    1. сдувать клочки ваты, изображая снег;
    2. сдуть кораблик или самолетик из бумаги;
    3. заставить летать листья или клочки бумаги, как будто это осенний листопад;
    4. пускать мыльные пузыри;
    5. «сделать ветерок», заставляя крутиться вертушку и др.Упражнения на дыхание можно делать и со звуком, изображая гул самолета, вой волка или гудок паровоза или парохода.
  2. Мышцы языка хорошо тренируются при помощи любых действий, которые могут производиться языком:
    1. облизывать губы или ложку:
    2. показывать язык, вытягивать его вперед, поднимать или опускать;
    3. широко открывая рот, поболтать языком или показать, как лакают воду кошка или собака;
    4. цоканье языком, присасывание его к небу способствует легкому обучению в дальнейшем; произнесению звуков «р», «т» и других, для которых требуется поднимать вверх кончик языка.
  3. Мелкая моторика пальцев связана с развитием речи у ребенка. Для тренировки пальчиков можно играть в такие игры:Мальчик с бананом
    1. Выкладывание мозаики, начиная от простых фигурок и постепенно переходя к изображениям домика, елочки и др.
    2. Нанизывание крупных бусин или шариков на толстую веревку. Постепенно размер бусин надо уменьшать.
    3. Шнуровать ботинок или специально изготовленную игрушку в виде ботинка, куртки и другой одежды.
    4. Застегивать крупные яркие пуговицы. Их размер тоже уменьшают с возрастом ребенка.
    5. Пристегивать бельевые прищепки на веревку или фигурку из картона, чтобы получились цветочки, солнышко, елочка и др.
    6. Разобрать по цветам мелкие шарики, фасоль или подобные им предметы, смешанные вместе, как это делала Золушка.

Скорость развития у всех детей разная и не заставлять чадо стараться делать то, что кто-то умеет лучше него.

Речевое развитие ребенка в возрасте 2-3 лет

На этом этапе ребенок впервые начинает обращать внимание на правильность речи и произношение, сравнивает себя со сверстниками. Для тренировки произношения очень полезны скороговорки.

Классические варианты еще недоступны детям, они просто не смогут произнести сложную конструкцию скороговорки. Поэтому применяют упрошенные подобия, направленные на овладение произнесением какого-то звука во время скороговорки: «Бы-бы-бы, дым идет из трубы», «Та-та-та, отворяйте ворота» и похожие, которые можно бесконечно придумывать самостоятельно. При произнесении скороговорки надо обращать внимание на отчетливость артикуляции и стимулировать ребенка произносить звук правильно.Мама и малыш

В дальнейшем скороговорки для развития речи должны усложняться, превращаясь в коротенькие стишки: «У нашего мишки в мешке большие шишки», «Серая кошка села на окошко» и др. Приведенные скороговорки направлены на освоение шипящих, что обычно вызывает затруднения у детей до 3-х лет.

Нужно побуждать ребенка произносить скороговорки для развития речи отчетливо и слитно, без ощутимых пауз между словами, постепенно подводя его к тому, что скороговорки должны быть сказаны как можно быстрее и правильнее. Так в жизнь ребенка войдет новая игра-соревнование, в которую можно играть и со сверстниками — скороговорки.

Развитие речи происходит постоянно, для этого родители обязательно дают ответы на вопросы, которые во множестве «вылетают» из ребенка. Ему интересно все, и он спрашивает буквально обо всем, что видит. Задача родителей дать исчерпывающий, но очень короткий ответ, не перегруженный лишней информацией, которая останется недоступной для ребенка.

Дефекты речи у детей 2-3 лет

Они сводятся к неумению произносить некоторые звуки или группы звуков (шипящие, свистящие, «р»). Исправлять дефекты лучше начинать, посоветовавшись с логопедом. Он предложит специальные упражнения для усиления мышц языка, губ, щек, назначит массаж лица для расслабления скованных групп мышц. Логопед посоветует и скороговорки для развития именно тех навыков произношения, которые нужны. Заниматься с ребенком можно в домашних условиях, тщательно следуя предписаниям врача.

Отставание в развитии речи или задержка речевого развития у детей требует обязательной консультации с логопедом. В этом случае лучше не ставить диагноз и не проводить лечение самостоятельно.

Возможно Вам будет интересно:

2 комментария
  1. Людмила 18.07.2015 Ответить
  2. Елена 17.06.2016 Ответить

Оставить комментарий