Читайте в этой статье:
Вопрос о том, возможно ли воспитание без наказания, актуален и для будущих родителей, и для тех мам и пап, которые пытаются найти компромиссные решения, успокаивая собственных капризных и непослушных детей. При всей сложности ответ кроется в самой формулировке вопроса.
Во-первых, попробуем разобраться, какова причина капризов и непослушания детей. Во-вторых, как именно противостоять напору малыша, оставаясь при этом его надежным другом и соратником. В-третьих, стоит ли избегать наказания или считать его обязательным элементом процесса воспитания, но в другом, отличном от традиционного толковании.
Причины плохого поведения и суть методики переориентирования
Семейный консультант К. Кволс считает наказание, которое реализуется в форме агрессии, психологического или физического давления, одним из самых действенных инструментов для деформации личности малыша, формированию у него комплексов и безответственного отношения к себе и своей жизни.
Наказание — это проявление неконтролируемого поведения взрослого, которое вселяет в ребенка страх и неуверенность, с одной стороны, и обиду, с другой. Провинившийся вместо того, чтобы почувствовать стыд за свой поступок, старается всеми силами избежать наказания, культивируя в себе упрямство, неуступчивость или даже мстительность.
Из этого объяснения поведения непослушного ребенка понятно, что не стоит наказывать детей по любому поводу. Они должны научиться самостоятельно контролировать поведение с опорой на сформированные ценностные ориентации, вести себя в соответствии с ситуацией, нести ответственность за принятые решения и совершенные поступки.
Итак, в воспитании можно отказаться от наказаний и крика, переориентировав свое поведение и поведение детей. Родителям нельзя наказывать детей, но можно научиться уважать их мнение и находить взаимовыгодные решения. Без сомнений, детей надо любить и воспитывать, но этого недостаточно. Более важно дать им понять, что они приносят пользу, то есть помочь реализовать свои таланты.
Переориентирование следует начинать только после того, как установлена причина непослушания ребенка. В ином случае ответное действие может быть не только ошибочным, но и вредоносным для отношений родителей и детей.
Итак, в вызывающей форме непослушания ребенок может просить родителей о внимании, пробовать влиять на них, мстить или уклоняться от возложенных на него обязанностей.
Малыш требует внимания
Воспитание детей без крика начинается с определения причин их плохого поведения.
Требуя от взрослого внимания, ребенок может делать что-то такое, что действует раздражающе на родителя. В таком случае необходимо:
- Не смотреть на ребенка и не заглядывать ему в глаза.
- Не разговаривать с ним.
- Погладить по спине или волосам, чтобы он почувствовал вашу любовь.
Действовать необходимо незамедлительно, иначе раздражение приведет к желанию наказать, не разобравшись в причинах происходящего.
О желании повлиять на ситуацию свидетельствует то, что ребенок вызывающе капризничает, кричит или балуется после родительского замечания. Стратегия родительского поведения должна выстраивать с ответа на вопрос, как помочь ребенку проявиться в этой ситуации. Затем необходимо постараться создать:
- Возможность выбора для ребенка.
- Условные знаки, которые помогут отказаться от конфликта обеим сторонам.
- Условия договора, которые необходимо выполнять.
- Узаконенные рамки поведения. Например, если ребенок любить рисовать на стенах, лучше создать для него соответствующие условия, чем каждый раз срываться на крик.
- Ситуацию успеха, в которой выигрывают обе стороны разногласия.
- Необычные обстоятельства, совершив неожиданный поступок.
- Веселую и забавную атмосферу для обыденного и привычного занятия.
Воспитать детей без наказания можно, научив вежливо говорить «нет». Ведь в большинстве случаев капризы обусловлены именно нежеланием что-то делать.
Эффективное оружие в борьбе с конфликтной ситуацией — постараться ее избежать, но не за счет наказания. Лучше умерить свой пыл, чем пилить ребенка за плохое поведение. И еще не стоит спешить, добиваясь своей цели. Необдуманные действия могут привести к непредвиденным последствиям.
Малыш мстит или уклоняется от обязанностей
Наказаний стоит избегать еще и потому, что они вселяют в ребенка ощущение собственной никчемности. Некоторые дети испытывают обиду, а некоторые способны на месть.
Ребенка нельзя ругать, поскольку в состоянии отчаяния он способен вредить себе и другим. Следует попробовать:
- Выделить пять качеств, которые отличают капризулю и заставляют вас любить его еще сильнее. Это позволит преодолеть собственную обиду на непослушного малыша и перейти к следующему шагу.
- Восстановить всеми возможными способами взаимоотношения с ребенком. Для этого в течение некоторого времени не надо напоминать о неприятности, пока желание выместить свою обиду отойдет на второй план.
Вы заметили, что ребенок настойчиво доказывает, что он слаб, глуп, неуклюж, а в действительности все больше и больше избегает домашних дел? Он требует жалости и сострадания, но при этом легко отказывается от возложенных на него обязательств? Схема поведения в таком случае может быть следующей:
- Нельзя и дальше жалеть ребенка, поскольку это вырабатывает привычку добиваться своей цели, демонстрируя печальное настроение. Становясь взрослым, он по-прежнему будет «давить на жалость» и испытывать депрессию.
- Нельзя создавать ситуацию, в которой ребенок скажет, что не может что-то сделать.
- Поставьте перед ним легкую цель, в которой можно преуспеть, а затем усложните задание.
Трудно быть одновременно добрым и строгим, но этому стоит учиться. Необходимо принять и полюбить ребенка таким, какой он есть. Нельзя давать ему повод посягать на свои родительские права, но и нельзя принуждать к тому, что он не хочет делать. Стоит продемонстрировать, что ребенок иногда попадает в неприятные ситуации по собственной вине, но вы готовы ему всегда помочь.
Общение с ребенком без упреков и раздражения
Большинство современных психологов сходится на мысли о том, что ребенка надо принимать и любить безотносительно к его поведению. Баловство — это сигнал, но не для наказания, а для смены собственного поведения.
Профессор Ю. Гиппенрейтер считает, что воспитание детей невозможно без исправления допущенных ими ошибок. Однако советует родителям замечать не все ошибки. А если нет сил молчать, то обсуждать их не тогда, когда ребенок увлечен, а когда он спокоен и готов признать свою неправоту.
Если сын или дочка с интересом и удовольствием делают что-то, то маме или папе лучше оставить их в покое, избавив от замечаний, крика и наказания. Но бывают случаи, когда детское поведение может принести непоправимый вред, например здоровью. Тогда помощь родителя обязательна, и лучше начинать помогать со слов: «Давай сделаем это вместе…».
Так ли трудно оставить детей без наказания, если они не убирают игрушки? Если вы давно перешли на дружелюбный тон общения, то предыдущие правила окажутся в силе.
Для взросления ребенку необходимо нести ответственность за допущенные ошибки, встречаясь с последствиями своих плохих действий или бездействия. Задача родителей — дать им такую возможность.
В случаях когда ребенок вполне доволен своими действиями, но вы понимаете их безрассудность, поделитесь своими переживаниями в доступной для него форме. При этом не стоит говорить о страшных прегрешениях и плохом поведении, лучше говорить именно о своих чувствах, применяя форму первого лица.
Воспитание без наказаний — это возможность для каждого родителя переосмыслить собственное поведение и понять, что конфликт возникает только вследствие непонимания. Например, достаточно осознать, что некоторые вещи для ребенка невозможны или трудно выполнимы. Стоит ли ругать годовалого малыша, который не знает об опасности, исходящей от розеток? Лучше сделать так, чтобы источник искушения стал ему недоступен.
Так же как и обстоятельства, можно изменить свои ожидания: они должны быть соразмерны возможностям ребенка. Рано или поздно каждый родитель должен научиться избавляться от собственных переживаний.
Методика православного психолога
Психолог Т. Шишова, которая разрабатывает стратегию воспитания ребенка с учетом православных традиций, считает, что наказание должно присутствовать в семейной практике. Но это особое наказание — с любовью.
Запреты, рассматриваемые тоже как вид наказания, необходимо строго дозировать. Слишком узкие рамки разрешенного рано или поздно могут привести к бунту. С другой стороны, отсутствие запрета приводит к самому тяжкому детскому греху — непочитанию родителей.
Действенное наказание должно быть последовательным: один и тот же проступок должен пресекаться не только тогда, когда у родителей появилось соответствующее настроение. Список разрешенных «прегрешений» рекомендуется обсудить на семейном совете и согласовать для того, чтобы ребенок не манипулировал отношением родителей к его проступкам.
Наказание может происходить и в физической форме. До пяти лет можно использовать легкий шлепок по попе, особенно это касается легко возбудимых детей, у которых потребность телесном контакте повышена.
При тяжелой повинности не грех воспользоваться ремнем. А бойкот можно считать крайней мерой воздействия на непослушного забияку. Ограничение одно — наказание применяется только в редких случаях, тогда оно более действенно.
Советы современных психологов
Подытоживая рассуждения отечественных и зарубежных психологов и воспитателей, приводим 8 правил поведения для родителей, которые вместо наказания предпочитают налаживать доверительные отношения с ребенком, предложенные психологом-практиком Е. Росинской.
- Ребенок не должен вывести взрослого рассудительного человека из равновесия. Взрослый понимает смысл своих поступков и поступков других, поэтому детские капризы его не раздражают. Крик и капризы — это проявление слабости, позволяющее маленькому манипулятору одержать победу и добиться своего.
- Оценивайте ребенка позитивно, не унижайте его достоинство. Всегда следует оценивать поступки, а не личность, давать необидное, но четкое определение поведения.
- Используйте нестандартную реакцию на непослушание малыша, удивите, а потом разверните ситуацию так, чтобы добиться своего. Удивление переключит внимание ребенка, переформатирует общение.
- Если требования малыша не приносят вред, лучше мягко согласиться с ним, а не продолжать настаивать на своем. Таким образом, малыш почувствует поддержку от мамы или папы, поймет, что его слушают и слышат.
- В общении с капризным ребенком лучше использовать логику и аргументы, а не категорический запрет без объяснения причин. Впоследствии это позволит создать гармоничные отношения взаимного доверия.
- Приучайте ребенка тоже аргументировать свои требования, договариваться, идти на уступки. Это путь к дальнейшей социализации.
- Дайте ребенку возможность смириться с запретом, не стоит требовать послушания немедленно. Нарушая это правило, можно травмировать самоуважение малыша и спровоцировать к более категоричному противостоянию решениям взрослого.
- Стоит научиться доверять мнению ребенка, прислушиваться к нему, обсуждать проблемы вместе, искать компромиссы.
Какими бы простыми ни казались советы психологов и воспитателей, реализовать их на практике гораздо сложнее. Выстраивание доверительных отношений с ребенком, воспитание без наказаний — это тяжелый ежедневный труд, причем работать следует, прежде всего, над собой. Зато результат этого неутомимого труда — взаимопонимание и дружественная атмосфера в семье — позволят вашему малышу стать успешным и счастливым человеком.
Наказание в виде физического насилия однозначно нельзя применять. Но, согласитесь, вообще ненаказывать — это может вылится неуважением и еще большим непослушанием. Наказание, в свою очередь, как для меня, должно заложиться в памяти ребенка как ответственность за неприемлемое поведение или действие, которого неизбежать. Нужно строго определить для себя рамки, за которые вы никогда невыйдете в процесе наказания, дабы не травмировать ребенка и не вызвать ненависть и поведения в отместку.
Я против физического наказания ребёнка, но вот моральное очень даже полезно. Например запрещать долго сидеть за телевизором или компьютером, или например ставить на 5-10 минут в угол за серьёзные проступки. Если этого не делать, то ребёнок может вырасти непослушным.
Конечно, наказания нужны. И должны быть адекватными и понятными ребенку, а не так, чтобы ребенок не понимал, за что его наказали.