Основные правила гимнастики для детей в возрасте до 2-х лет

Здоровье ребенка, его настроение и развитие становятся объектом пристального внимания родителей с первых дней жизни. Укрепление суставов, развитие мышц, моторики, зрения происходит во время специальных нагрузок и гимнастических упражнений. Уже начиная с 3-4 месяцев необходимо помогать малышу правильно использовать энергию и любопытство. Ведь именно тяга к познанию окружающего мира толкает ребенка на многие подвиги. Гимнастические упражнения и программы для детей позволяют правильно развить опорно-двигательный аппарат, ускоряют умственную деятельность и укрепляют иммунитет. Поскольку для ребенка любое занятие и обучение легче дается и лучше воспринимается в игровой форме, то и гимнастика должна подаваться в виде игры с песенками, скороговорками, смехом и шутками. Желательно совмещать гимнастику с массажем, такой комплекс улучшает кровообращение, тонизирует мышцы и развивает нервную систему. Занятия лучше проводить, когда у малыша хорошее настроение и есть желание к активным действиям.

Пальчиковая гимнастика

В младенческом возрасте пальчиковая гимнастика для детей носит пассивный характер. Она включает сгибание и разгибание пальчиков малыша рукой взрослого, растирание и поглаживание ладони, нажатие на кончик каждого пальчика указательным пальцем. Такие упражнения могут быть и произвольными: чем разнообразнее они будут, тем полезнее для малыша. Необходимо следить, чтобы их продолжительность не начинала надоедать ребенку, толкая его на капризы и раздражительность. Такие занятия должны быть ежедневными и регулярными.

Ладошка младенца

Для детей, начинающих ползать и хватать ручками все интересные предметы (а таковыми, как правило, являются абсолютно все предметы), актуальна активная пальчиковая гимнастика, подразумевающая самостоятельную работу ребенка. В этом возрасте малыш с удовольствием копирует поведение родителей и охотно повторяет движения рук. Для детей важна возможность импровизации, поэтому любые дополнения малыша должны отмечаться и поощряться. Интересными элементами гимнастики являются пальчиковые игры с применением легковоспринимаемых четверостиший, также можно дополнять их смешными игрушками-наперстками. Примером такой игры является «Моя семья». Ее суть состоит в поочередном выпрямлении пальцев, начиная с большого, под слова «этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папа, этот пальчик — мама, этот пальчик — имя малыша, вот и вся моя семья», в завершение все пальчики сжимаются в кулачок. Упражнение проводится сначала на одной руке, потом на второй, так как малышу будет сложно сконцентрироваться на двух ручках сразу.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться с использованием предметов. В возрасте до 2 лет предметы должны быть достаточно крупными, в дальнейшем, по мере развития малыша, предметы уменьшаются и усложняется их форма. Пальчиковая гимнастика включает собирание пирамидок, составление кубиков, игру с шарами, перелистывание страниц книги, просеивание через пальчики песка или манки, сжимание теста или пластилина. В зависимости от фантазии родителей упражнения могут быть самими разнообразными и отличаться по сложности.

Ребенок и игрушки

Пальчиковая гимнастика развивает моторику рук, тренирует память и внимание, формирует речевые связи. Развитие мелкой моторики у детей в возрасте до 2 лет положительно сказывается на речевом развитии и способности к письму и рисованию. Очень важно давать одинаковую нагрузку на обе ручки, при этом больше внимания уделять «ленивым» пальчикам: безымянному и мизинцу.

Гимнастика для глаз

Этот вид гимнастики, несмотря на свою важность в развитии малыша, зачастую остается без должного внимания. Укрепление зрения и предупреждение развития близорукости и дальнозоркости являются важным элементом детской гимнастики.

Глаза ребенка

Гимнастика для глаз для детей от младенчества до 2 лет включает легкий кратковременный массаж указательным пальцем верхнего века, быстрые моргания, фиксацию взгляда на разных предметах в разных точках комнаты, сдвигание бровей, перемещение взгляда вправо-влево, вверх-вниз и по кругу (за погремушкой или свистулькой), смену фокусного расстояния (перемещение мелкого предмета с близкого на дальнее расстояние и обратно). Начинать упражнения для тренировки глаз надо с 3-4 минут, постепенно увеличивая нагрузку. Чтобы избежать переутомления глаз, упражнения разбиваются на 3 этапа в течение дня. Все упражнения выполняются взрослым, а ребенок с интересом их копирует, при этом такая совместная гимнастика пойдет на пользу и родителям, ведь здоровье глаз необходимо сохранять в любом возрасте.

Для снятия усталости с глаз полезно построить гримасы, жмуриться. Яркие и динамичные игрушки заставляют детей напрягать глаза и тренируют зрение. Гимнастика для глаз должна заканчиваться расслабляющим массажем век.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика способствует очищению бронхов, развивает легкие, повышает снабжение клеток кислородом, тренирует грудные мышцы. В детских садах для детей разработаны специальные программы дыхательной гимнастики, которые помогают повысить иммунитет и предотвратить развитие заболеваний дыхательных путей. Существуют и лечебные комплексы от различных недугов, проводимые специалистами.

Ребенок говорит

Дыхательная гимнастика рекомендована детям с 2 лет. В этом возрасте интенсивность упражнений и продолжительность занятий должны быть щадящими для слаборазвитых дыхательных мышц. Дыхательная гимнастика может включать упражнения на глубокие вдохи и выдохи, задержку дыхания, фырканье. Родители могут придумать игру с элементами упражнения. К примеру, изобразить веселый паровозик, прокукарекать, погавкать и т.д. Полезно играть на свистульках, дудеть в трубу, использовать пищалки. У детей такие игры не только тренируют легкие, но и развивают слух. Дыхательная гимнастика для детей может включаться в обычную игру в резиновый мяч. Для этого малыш должен набрать в легкие воздух перед броском и выдохнуть со звуком «ух», бросая мяч.

Гимнастика для детей с момента рождения до 2 лет должна быть нежной и неутомительной. Нельзя пытаться навязать ребенку какую-либо систему или режим. При первых капризах малыша занятия лучше прекратить. Если такая ситуация повторяется часто, то, возможно, стоит придумать более интересную игру.

Оставить комментарий