Читайте в этой статье:
На современном рынке представлены самые различные логические игры для детей, которые сориентированы на ту или иную возрастную категорию. Как свидетельствуют многочисленные родительские отзывы в сети, наиболее полярными сегодня являются логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Такие игры можно купить в любом торговом центре, заказать в интернет-магазине или изготовить своими руками.
Набор фигур, рождающий познание
Что представляют собой блоки Дьенеша? Выдающийся венгерский педагог, психолог и математик, разработчик логических игр для детей стал автором ряда методик, способствующих развитию у малышей и детей постарше умений и навыков классификации и анализа информации. Игры с блоками Дьенеша, которые чаще называют кубиками, развивают память, внимание, мышление. Блоки состоят из 48 фигур. Ни одна из них не похожа на другую. Блоки Дьенеша бывают объемными и плоскостными. Вторые очень легко изготовить своими руками.
Для развития способностей детей
Золтан Дьенеш не просто создал набор геометрических фигур, а подобрал их так, чтобы они различались по форме, цвету, размеру и толщине. Специалисты называют его блоки потрясающим полем, где возможно воспроизводить игровые действия различной степени сложности. Психологи рассматривают игры с блоками как один из методов сближения взрослых и детей, способствующих развитию взаимопонимания. Без абстрагирования, анализа свойств предметов, их классификации и обобщения ребенку невозможно познавать окружающий мир. Кубики или блоки Дьенеша помогают маленькому человеку решать данную задачу, развивая свои способности к логическому осмыслению и действиям.
Логические блоки принято классифицировать по степени их сложности и предназначению для детской аудитории. Кубики Дьенеша разделяют по свойствам включенных в них фигур, каждая из которых обладает определенными качествами. Блоки Дьенеша для самых маленьких, используемые на первом этапе занятий по этой методике, обладают одним общим качеством, на втором — двумя, на третьем — тремя. В результате логические кубики, которые все же правильнее называть блоками, способствуют усложнению логических игр, посредством которых ребенок учится не только различать, классифицировать, но и моделировать новые фигуры. Блоками Дьенеша широко пользуются родители, педагоги и психологи в разных странах мира. В России на сегодняшний день красочные фигуры являются одними из наиболее популярных игр, применяемых в развитии дошкольников.
Уникальность разработки венгерского ученого состоит в том, что блоками Дьенеша и палочками Кюизенера можно воспользоваться, когда ребенку есть два года и он еще не обладает навыками чтения, счета, письма. «Удивляйка», «Маленькие логики» являются наиболее популярными играми с блоками Дьенеша для самых маленьких первооткрывателей мира, чей возраст от 2 до 3 лет. Игра «Маленькие логики-2» с блоками Дьенеша предназначена для детей от 3 до 4 лет. Логические игры «Поиск затонувшего клада», «В стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» и другие адресованы мальчикам и девочкам в возрасте от 5 до 8 лет и включают в себя фигуры, обладающие четырьмя общими отличительными признаками. С каждым годом сложность заданий увеличивается, но и удовольствие от познавательных, увлекательных логических игр у ребенка растет, стимулируя его к дальнейшему познанию мира.
Разноцветный веселый счет
У блоков Дьенеша и палочек Кюизенера — бельгийского учителя начальной школы, оставившего человечеству ряд уникальных дидактических разработок, есть одна особенность: развивая память, логику и мышление, они приучают ребенка к самостоятельному познанию мира. Изобретение Кюизенера представляет собой разноцветные палочки, которые отличаются друг от друга по цвету и длине. Палочки Кюизенера часто называют числами в цвете. И это действительно так. Гениальный бельгийский педагог Джордж Кюизенер смог найти механизм, как связать в сознании ребенка длину, число и цвет, научив его считать, логически мыслить при помощи разноцветных полочек.
Чем длиннее в наборе полочка, тем большее число она обозначает. Палочки Кюизенера можно встретить в простых и более сложных наборах, они отличаются друг от друга по количеству предметов. Палочки каждого цвета обладают своей длиной. «Цветовые семьи палочек» помогают ребенку освоить не просто азы счета, но и соотношение чисел по их величине. В упрощенном наборе насчитывается, как правило, 116 предметов. Палочки Кюизенера предназначены для достаточно широкой детской аудитории. Мальчики и девочки в возрасте от 3 до 7 лет с их помощью могут научиться разграничивать математические понятия, делить число на составляющие его части, освоить сложение, вычитание, умножение, деление и приблизиться к пониманию абстрактных величин.
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера стали универсальным пособием для дошкольников. Если с фигурками Дьенеша первые занятия можно начинать с двухлетними малышами, то последователи бельгийского педагога предлагают вести игры и занятия с детьми в возрасте от одного года, так как разноцветные палочки помогают малышу знакомиться с цветами, размером, развивают у него фантазию, воображение, мелкую моторику, пространственное ориентирование. На первом этапе занятий с ребенком палочкам отводится роль сугубо игрового материала, постепенно у него развивается способность к конструированию, стремление комбинировать цвета и предметы, отличая их друг от друга. Только затем приходит время обучения счету.
На втором этапе палочки Кюизенера выполняют роль математического пособия, дети узнают о законах мира чисел, знакомятся с первыми математическими терминами и дробными числами. Каждое занятие с палочками Кюизенера специалисты советуют родителям проводить, играя наравне с ребенком, включаясь в процесс познания мира чисел и математических величин.
О физиках и лириках
Общепринято разделять людей на математиков и гуманитариев. Игры Дьенеша и Кюизенера разрушают многие привычные стереотипы. Раньше было принято считать, что, когда у человека лучше развито полушарие, определяющее математические или гуманитарные способности, изменить что-то в его восприятии мира уже нельзя. Выдвигались концепции раздельного обучения лириков и физиков счету и простейшим математическим действиям. Разработки польского и бельгийского педагогов стали новым словом в универсализации методов обучения, каждый из которых направлен на персональный подход к каждому ребенку.
Интеллектуальное развитие подрастающего поколения является сегодня задачей №1 во всем мире. Занимаясь по двум данным методикам, совершенствуется не только ребенок, но и взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. Многие специалисты советуют вести занятия с детьми по методикам Дьенеша и Кюизенера одновременно, так как они не противоречат друг другу и легко совмещаются. Одним из подтверждений тому является хорошо известный многим родителям и педагогам дидактический материал «Вместе весело играть». Разве не чудо, что посредством игры с разноцветными палочками и блоками маленький и большой человек учатся главному в жизни — взаимопониманию?